Портал садовода - Fiora24

Древние писания индуизма написаны на каком языке. Священные писания и духовная литература индии

В индуизме распространено такое понятие, как упанишады. Нередко термин встречается в учениях Ведов, поэтому давайте узнаем, какое значение имеют древнеиндийские трактаты на Востоке.

Что это такое

Упанишады - это философские работы, написанные на - санскрите. Иными словами, такие трактаты представляют собой учения, созданные великими мудрецами и учителями Индии. На сегодняшний день существует большое количество текстов, но понять, кто их автор, не удалось. Одно мы знаем точно, что само понятие обозначает процесс просвещения учеников Ведами.

Ошибочно полагать, что упанишады - это древние трактаты, которые сами себя дублируют. На самом деле каждая работа - кропотливый труд, описывающий разные течения Ведов.

Какие идеи несут учения

В первую очередь древнеиндийские трактаты создавались в процессе мышления мудрецов и нередко преподносятся нам в виде прозы. Нередко бывают упанишады в виде стихов, что позволяет гораздо легче воспринимать их.

Философские тексты учат, что человек должен стремиться познать Брахман, то есть понять первооснову нашей реальности. Духовное развитие можно получить только в том случае, если мы не будем практиковать жертвоприношения и совершать тематические обряды. Главная цель упанишады - показать, что Брахман находится в душе каждого живого существа, а чтобы понять его и слиться воедино, нужно практиковать йогу и медитацию. Эти практики помогают отделиться от мирских благ и забот, познать энергию Вселенной.

Упанишады - это большой путь, который рассказывает о кармических законах, переселении душ и возможности перерождении. Все это основывается на Брахмане - начале всего сущего, что может и разрушить, и создать абсолютно новое, и наоборот, помочь тем, кто стремится познать первооснову.

Происхождение

Древние трактаты стали появляться в 7 веке до нашей эры, при этом сами упанишады создавались на протяжении десятков веков. Их можно отнести к комментариям ведических текстов, которые либо воодушевляли философов, либо вызывали скептицизм и сомнение.

Само же слово "упанишада" произошло из санскрита и состоит из трех частей. Первый предлог - upa, что в переводе означает "быть близко". Второй предлог - ni, означающий "внизу". Третий предлог - sad, переводящийся с древнего языка как "сидеть". Трактовать слово можно так: ученики, сидящие возле ног учителя, который вещал о смысле бытия, мироздании и мироощущениях.

На сегодняшний день существует 108 главных упанишад, которые играют значительную роль в древней религии. На самом же деле подобных трудов существует не менее 2.000.

Мысли и практики

Благодаря Ведам упанишады возникли в нашей жизни. Древние трактаты стали основанием индийской философии, скрывающие тайный смысл о первозданном. Веды призывали людей приносить жертвы и устраивать кровопролития ради милости божеств, и, возможно, человечество до сих пор искало бы спасение на жертвенных алтарях. Упанишады же, наоборот, учат нас тому, что молитвы и духовные практики помогут быть ближе к великому. Именно учения древних философов в своих трактатах сделали огромный шаг в восточной религии, дабы человек смог освободиться от мирских оков и познать истину.

Главная особенность таких комментариев - это возможность окунуться в свое сознание, научиться управлять им и найти спасение в покое, избавив свою натуру от бессмысленных страданий, переживаний и беспокойств. Смысл упанишад в том, что на протяжении всей жизни человек должен стремиться найти бесконечное, осознать бытие и просветить свой разум. В этом могут помочь ежедневные практики, такие как йога, медитация, молитвы и чтение глубокомысленных текстов.

Духовные практики как средство познания самого себя

Йога входит в ученье упанишад, она помогает познать наш внутренний мир. Совместно с медитацией и дыхательными упражнениями можно отречься от всех земных чувств, переосмыслить бытие и обрести нечто индивидуальное. Йога способна научить человека прочувствовать свое тело, что приводит и к контролю над эмоциями, желаниями. Благодаря такой духовной практике можно соединить свое сознание с атманом (Творцом).

Медитации, напротив, позволяют сосредоточиться на важном и научиться контролировать свои мысли, чувства, желания. Духовная практика заставляет вас анализировать внешний мир, что приводит к пониманию бесконечного. К тому же что йога, что медитация помогают избавиться от мирских проблем, а именно поменять взгляд на все ситуации, происходящие вне нашего тела. Благодаря этому человек учится контролировать свои эмоции, отсеивать негатив, концентрироваться на важном - познании самого себя.

Айтарея

На сегодняшний день имеют важное значение 108 упанишад Индии, но самыми ценными считаются лишь десять, и книга Айтарея - одна из них. Философский трактат, выпущенный в виде прозы, рассказывает нам о Творце, или атмане. Также в книге затрагивается такая важная тема, как единство между личностью и Брахманом.

В индуизме атман - это дух, который заточен в теле человека. Именно он дает нам энергию, при не является чем-то материальным или физическим. Он отражает единое начало - вечное и неизменное. Дух может попасть в колесо сансары, отчего и появилось верование в реинкарнацию душ - атман, находясь в вечном круговороте, подвержен постоянному перерождению, пока человек не обретет духовность.

Айтарея является одной из самых древних книг-упанишад. В написании философских комментариев участвовал брахман Айтарея, отчего и возникло идентичное название учения. На сегодняшний день это большой трактат, разделенный на 8 частей, которые рассказывают и о мирских обязанностях, и о значении звуков в медитации и во время чтения мантр. К тому же учение рассказывает нам о рождении, появлении всего сущего, а также о важности дыхательной системы и органов тела человека.

Брихадараньяка

Брихадараньяка-упанишада - наиболее популярный дневнеиндийский трактат, рассказывающий о человеческой сущности, мироздании и мироощущениях. В этой книге можно прочесть о философии индуизма, где мудрецы пытались узнать о богах, об их количестве. Все сводится в книге к тому, что на самом деле сложно понять, сколько существует божеств.

Удивительно, но Брихадараньяку более 50 лет назад перевели на русский язык с санскрита. До сих пор эта книга считается одной из самых крупных и влиятельных упанишад. Брихадараньяка позволяет самореализоваться и переосмыслить все религиозные течения, ведь недаром так часто цитируется отрывок из этой удивительной работы, в котором описывается поход философа к одному мудрецу и его вопрос о количестве богов. К тому же писание уникально и тем, что в нем содержится большое количество молитв и мантр, написанных на санскрите.

Чхандогья

Чхандогья-упанишада - еще одна работа, состоящая в основном из комментариев к ведическим текстам. Отражает мир и писания индийских Ведов, их и течение.

Книга состоит из 8 частей, которые рассказывают о том, как добиться идеального духовного развития и познать истину мироздания. Для этого писание призывает очищать сознание с помощью различных практик, которые помогут познать Брахман. Упанишада рассказывает о карме и ее влиянии на будущую реинкарнацию, таким образом Чхандогья призывает к чистоте, праведности и мудрости.

Главная особенность комментариев в том, что мы можем изучить проведение духовных обрядов и ритуалов, которые крайне отличаются от классических ведических жертвоприношений. Авторы часто приводят сравнения на основе простых бытовых предметов, отражающие вечные истины, сокрытые от затуманенного сознания. Также в упанишаде упоминается и Атман как первородность нашего бытия, и перерождение душ, попавших в вечное колесо сансары, и перерождение с кармическими последствиями, и энергия внутри нас, способная накапливать все события и информацию прошлых жизней.

Прашна и Мандукья

Прашна рассказывает читателю о традиционной и древней технике - пране. В религиозном веровании Индии считается, что дыхание - это важная составляющая во время йоги и медитации, которые наполняют наше тело вселенской энергией.

Уникальность Прашны в том, что автор подробно рассказал, как дыхание влияет на мозговую деятельность, опорно-двигательный аппарат, органы кроветворения и пищеварительную систему. Прана - особенная техника, ведь она позволяет не только погрузить человека в глубокое медитативное состояние, но и еще открыть возможность очистить сознание. Причем нужно понимать, что прана - это не просто правильное дыхание, а практика, которая насыщает наш организм вечным духом, энергией. Она вокруг нас, но не видима человеческим взглядом.

Мандукья-упанишада начинается с посвящения в Брахман и Атман. Затем трактат обучает человека важности звука Аум, который представляет собой нечто большее, чем просто сокращающиеся мышцы гортани. Аум в древней религии - это все то, что нас окружает, окружало или будет окружать. Книга рассказывает о важности и других звуков, которые нередко можно услышать в мантрах, таких как "м", "ом", "а".

Цикл Лекций Ачарьи Кайласанатхананда Свамикал Тиртхапада
на Конференциях ИНДИЙСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Перевод и редакция Евгений Лугов

Лекция 6. Священные писания и духовная литература Индии

Основные священные писания Арийцев известны как «Веды» от существительного веда – знание и глагола ведать – знать. В Индии известны четыре Веды: Риг, Яджур, Сама, Атхарва веды. Все они написаны на языке санскрит, который признается божественным языком. Веды являются очень лаконичным, поэтически отточенным и красивым произведением, с четким ритмом и правилами языка. Составление их должно было быть очень сложным и высокопрофессиональным. Согласно самим Ведам – они явлены как «апаурушея» - нечеловеческим источником – высшим Брахманом. Они называются знанием «шрути» - услышаное и воспринятое интуитивно через высшее откровение. Кроме этого есть еще знание «смрити» - составленное и запомненное людьми.

Гимны Вед приписаны составленными двум типам брахманов. Драстарах – просветленные провидцы записывали мантры и сукты. Шрастарах – музыканты и композиторы составляли мелодию и пение. Веды признаны божественными знаниями, вечными и свободными от ошибок.

Веды сначала передаваемые устно из поколения в поколение записаны были только в 1400-1200 лет до н.э. Они стали источником всех более поздних вдохновений, описаний, интерпретаций, философии, ритуалов, духовных методов йоги.

Четыре Веды, две Эпопеи – Рамаяна и Махабхарата, восемнадцать сборников легенд пуран и восемнадцать Упапуран, все вместе составляют собрание священной литературы индусов.

Ригведа (Rigveda) – наиболее древняя и важная духовная книга индо-арийцев. Она признается историками и филологами одной из самых древних литературных работ на Земле. В ней есть 10 Мандал (санскр. кругов) – глав, в которых собрано 1017 "сукта" – стихов, состоящих из 10,500 Мантр – молитвенных формул. В дополнение имеется 11 вспомогательных гимнов названных Валакхилья. Таким образом, общее число стихов в Ригведе 1028.

Молитвенные стихи посвящены Богу и его многочисленным проявленным формам – божествам стихий, качеств, энергий, где люди благодарят и просят о даровании различных благ. Ученые относят составление Ригведы примерно к 3000 году до н.э. Наиболее важные персонажи Ригведы – архаичные божества древнейшего периода арийской Культуры. Это боги Агни, Варуна, Сома, Маруты, Индра, Ушас, Яма, Матаришван. Также в Ригведе есть описания различных качеств, условий, видов всех этих проявленных божественных форм. В содержании есть и философские описания, где все проявленные отдельные формы божественной действительности, окружавшие людей, признаны проявлением Единого безличностного Творца, высшего Бога. Имеются гимны святым провидцам, например Гаутаме, Вишвамитре, Атри, Вамадеве, Бхаратве, Васиште.

Литературная поэтическая обработка в Ригведе показывает возвышенно-творческие аспекты древних ритуалов. Самхита-сборник из различных мантр и формул, гимнов, литургических и поэтических аллегорий. Из десяти мандал-кругов вторая и седьмая – самые старые части, а первая и десятая наиболее молодые. Это определяется языковыми фонетическими и лексическими формами санскрита.

Яждурведа (Yajurveda) - сборник гимнов и мантр предназначенных для ритуалов жертв и благодарений яджней (Yajnas). В ней содержатся и объяснения ритуалов. Она составлена в стихах и в прозе. Яджурведа состоит из двух самхит (сборных частей): Кршна (черная) Яджурведа и Шукля (белая) Яджурведа. В яджусах описаны важнейшие ритуалы наших предков, как например новолунное, полнолунное жертвование, ритуал жертвы растения сомы, сооружение и освящение огненного алтаря, ритуалы Ваджапеям, Раджасуя, Ашвамедха, Сарвамедха и другие ритуалы. Древние брахманы верили, что различными жертвами можно заслужить благословение бога.

Самаведа (Samaveda) содержит 1549 божественных гимнов, которые предназначены для распевания во время ритуала Сомы определенным типом священников-брахманов под духовную музыку. Эта часть литературы говорит нам о древних музыкальных композициях и песнях.

Строфы, посвященные ритуалу Сома, были взяты из Ригведы. Из общего количества 1549 строф, только 75 новые. Строфы сложены в две книги Арчика - Пурварчика и Уттарарчика. Только в отношении акцента и метричности напевания стихи Самаведы отличны от Ригведы. За счет наличия некоторых очень древних языковых форм, и относительной простоты стиха, оставшихся в Самаведе, некоторые ученые считают, что именно она была записана в праведический период, в северной прародине.

Эти три Веды долгое время в древности были основными каноническими знаниями нашей традиции и поэтому назывались «Траивидья».

Атхарваведа (Atharvaveda) содержит 6000 гимнов, мантр для магических церемоний, целительства, защиты от зла, управления невидимыми силами. Также здесь собраны разные заговоры и заклинания, йоговские темы работы над сознанием, тексты о здоровье (аюрведа).

Атхарваведа, возможно, названа по имени древних священников-целителей Атхарванов (хранителей огня). Имеются некоторые их имена, например Ангираса. Здесь нет ритуалов жертв или подношений и восхвалений, как в других Ведах. Во многих разделах здесь впервые в истории людей подробно исследуются и описываются правила лечения различных болезней, методы защиты от разных напастей и вредных сил. Включены также древние формы описаний положительной активности людей, как дружба, любовь, приятие, гармоничная семейная жизнь, процветание, успех.

Четыре Веды поделены на Аманы – разделы под категориями: мандала-круг, Аштака-восьмичастие, Варга-сочинение, Сукта-поэма, анувака-заголовок, данда- строка (до палки), прашна, чанда и т.п. Старейшие литературные сочинения состоят из Мантр, Самхит-сборников, составляющих практический фундамент всей Индийской философии.

Последний формат делений, что мы рассмотрим, это категории текстов. В Ведах имеются Самхиты - сборники мантр и гимнов, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Брахманы. Содержат расширенные примечания ведических гимнов в прозе. Они дают инструкции брахманам как правильно петь мантры, гимны, ставить ударения и знаки препинания, интонацию. Брахманы комментируют большие жизненные темы, как например, жизнь и смерть, материя и дух, вечность и иллюзия и т.п. Также они содержат объяснения мантр и формул необходимых для проведения ритуалов и жертвований. Каждая Веда имеет одну или более брахман. В приложениях добавлено много интересных легенд и описаний.

Араньяки - (лесные откровения отшельников). В них провидцы – Риши описывали свой духовный опыт и результаты своих философских исканий отшельничества. Известны, как мудрые провидческие откровения, все же имели отношение к Брахманам-примечаниям. Рассматриваясь, как промежуточные по времени сочинения, после литургических Брахман, и перед философскими Упанишадами, эти особенные работы святых содержат инструкции по медитации и направлениях практики в отшельничестве. Еще их называют Упасана Канда.

Упанишады – завершающая, возможно главнейшая часть Вед. Их именуют «источником» всей Индийской Философии. Всего известно 1180 Упанишад. В Ригведе содержится 21, Яджурведе 109, в Самаведе 1000, в Атхарваведе 50 Упанишад. Среди них 10 важнейших – Иша, Кена, Катха, Прасна, Мундака, Мандукья, Тайтирья, Айтарея, Чандогья, Бхахадараньяка.

Они – последняя, наиболее зрелая и глубокая ступень развития ведической Культуры. Упанишады посвящаются полностью философскому осмыслению природы мира и вещей. Поскольку они занимают место в конце Вед, коллективно известны как Веданта – окончание, результат Вед.

Упанишад – значит чуткое и уважительное сидение возле учителя. Таким образом, получая наставления и реализуя их на практике мы можем достигать высшей свободы и вечного блаженства.

Изложенными в них доктринами они показывают путь для всего человечества, чтобы достигать окончательного освобождения. Упанишады известные еще как Джняна Канда – высшая философская мудрость. Развитием знания уничтожается незнание, достигается освобождение (мокша) от рабства иллюзии мира, то есть свобода от цикла рождения и смертей Самсары.

Бхагавадгита. Итог или суть всех Упанишад содержится в Бхагавадгите - одном из наиболее важных духовных священных писаний Арийцев. Гита включена в Махабхарату, и написана Веда (мудрецом) Вьясом, автором Пуран и других источников. Перевод ее означает «Божественная песнь».

Бхагавадгита является вдохновенным божественным сочинением для индусов. Это настольная священная книга известна всем и каждому из нас. В ней простыми и лаконичными фразами Кршна описывает герою Арджуне себя как воплощение Бога – Параматмана, качества Бога, свойства, законы мира, принципы и доктрины мудрости. Каждый человек – атма – божественная душа, единая с Творцом. В зависимости от наших накоплений и активности мы и все существа погружены в карму и совершенствуемся здесь, в мире самсары. Бог посылает свои проявления – аватаров для помощи и спасения божественной жизни от невежества и иллюзии. Каждый стих Гиты наполнен откровением Бога, его чистыми знаниями и мудростью.

Рамаяна. Эта поэма написана мудрецом Вальмики, который записал в лаконичной божественно-красивой форме историю жизни божественного царя Рамы и его супруги Ситы. Сита была похищена демоническим правителем Ланки Раваной и унесена на остров Ланку. Рама с братом Лакшманом отправился на юг Индии для спасения Ситы. В его борьбе помогают сын ветра Хануман и другие лесные герои. Победив Равану, и освободив Ситу из плена, Рама возвращается на царствование. В поэме заложены настоящие духовные сокровища мудрости. Показаны нравы и законы людей, их мораль и принципы существования. Рассматриваются наиболее совершенные человеческие качества, ведущие к реализации своих жизненных задач.

Что такое индуизм и во что верят индуисты?

Индуизм является одной из самых старых известных организованных религий – ее священные писания датируются 1400 по 1500 гг. до н.э. Он также является одной из самых разнообразных и сложных религий, имеющей миллионы богов. Индуисты имеют широкий спектр ключевых верований и разделены на многие различные секты. Хотя это третья по величине религия в мире, индуизм сосредоточен в основном в Индии и Непале.

Ключевыми текстами индуизма являются Веды (считающиеся самыми важными), Упанишады, Махабхарата и Рамаяна. Эти сочинения содержат гимны, заклинания, философские размышления, ритуалы, стихи и рассказы, на которых индусы основывают свои убеждения. Другие тексты, используемые в индуизме, включают Брахманы, сутры и Араньяки.

Хотя Индуизм часто воспринимается как политеистическая религия, поклоняющаяся около 330 миллионам богов, она также имеет одного «верховного бога» – Брахму. Согласно их убеждениям, Брахма присутствует в каждой части действительности и бытия всей Вселенной. Брахма является безличным и непознаваемым и, согласно верованиям индуистов, существует в трех разных формах: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Эти «грани» Брахмы также известны многими другими воплощениями каждой из них. Обобщить индуистскую теологию сложно, так как различные школы индуизма содержат элементы почти каждой теологической системы. Индуизм может быть:

1) монистическим – только одна вещь существует, школы Шанкары
2) пантеистическим – только одна божественная вещь существует, поэтому Бог является идентичным миру, брахманизм
3) панентеистическим – мир является частью Бога, школа Рамануджи
4) теистическим – только один Бог, отличный от творения, бхакти-индуизм
Изучая другие школы, можно прийти к выводу, что индуизм также может быть атеистическим, деистическим или даже нигилистическим. При таком разнообразии, включенном в понятии «индуизм», можно задаться вопросом о том, что общего между ними. Единственным реальным аспектом является то, признаются ли священными Веды, или нет. Если так, тогда это индуизм, и наоборот.

Веды – это более чем богословские книги. Они содержат богатую и красочную «тео-мифологию», то есть религиозную мифологию, сознательно сплетающую мифы, теологию и историю для достижения сюжетной формы религиозных корней. Эта «тео-мифология» настолько глубоко укоренилась в истории и культуре Индии, что отвергать Веды означает противостоять Индии. Таким образом, система верований отвергается индуизмом, если она в определенной степени не охватывает индийской культуры. Если система принимает индийскую культуру и ее тео-мифологическую историю, тогда она может быть принята как «индуистская», даже если ее теология является теистической, нигилистической или атеистической. Эта предрасположенность к противоречивости может стать настоящей головной болью для людей с Запада, ищущих логическую последовательность и рациональную обоснованность в их религиозных взглядах. Но, справедливости ради, христиане не более логичны, когда заявляют о своей вере в Яхве, но отвергают Христа, живя, как практические атеисты. Для индуистов этот конфликт является подлинным логическим противоречием. Для христианина это, скорее всего, простое лицемерие.

Индуизм рассматривает человечество как нечто божественное. Так как Брахма присутствует во всем, то индуизм утверждает, что все – божественно. «Атман», или собственное «я», является одним целым с Брахмой. Любая реальность вне Брахмы считается просто иллюзией. Духовная цель индуистов – стать единым целым с Брахмой, прекращая этим существование «индивидуальности» в ее иллюзорной форме. Эта свобода называется «мокша». Пока она не достигнута, по убеждению индуистов, они будут повторно перевоплощаться, чтобы иметь возможность работать над самореализацией в направлении истины (истина заключается в том, что существует лишь Брахма, и ничего больше). Перевоплощения человека определяется кармой, которая является принципом причины и следствия, управляемым природным балансом. Поступки, совершенные в прошлом, влияют и соответствуют тому, что произойдет в будущем, т.е., прошлые и будущие жизни взаимосвязаны.

Несмотря на то, что это лишь краткий обзор, несложно увидеть, что индуизм противоречит библейскому христианству почти во всем в своей системе верований. Христианство имеет единого Бога, который является личностью и которого возможно познать (Второзаконие 6:5; 1 Коринфянам 8:6); имеет один набор Священного Писания; учит, что Бог создал землю и все, что обитает на ней (Бытие 1:1; Евреям 11:3); считает, что человек создан по образу Божьему и живет лишь один раз (Бытие 1:27; Евреям 9:27–28), а также учит, что спасение достигается лишь через Иисуса Христа (Иоанна 3:16; 6:44; 14:6; Деяния 4:12). Индуизм как религиозная система терпит неудачу, поскольку не признает Иисуса как уникально воплощенного Богочеловека и Спасителя – единственный достаточный источник спасения для всего человечества.

Еще в доисторические времена жрецы древних народов записывали свои знания, чтобы увековечить их и передать потомкам, поэтому в самых известных исторических музеях мира каждый из нас может увидеть каменные и деревянные скрижали и древние свитки из папируса, на которых описаны ритуалы поклонения древним богам и записаны сведения о том или ином аспекте жизни общества того времени. С течением времени традиция записывать все самые важные события и информацию не исчезла, и благодаря ей мы можем достаточно много узнать о жизни и нравах древних народов.

Все священные книги религий мира также обязаны своим существованием традиции записывать все самое важное. Каждая из имеет свою священную книгу, в которой записаны все догмы веры, культы и традиции, указаны правила и нормы, обязательные или рекомендуемые для всех адептов религии, а также описаны исторические сведения, мифы и жизнеописание основателей религии и некоторых других людей, оставивших важный след в истории формирования верования.

История написания священных книг религий мира практически такая же сложная и неоднозначная, как и , ведь эти письмена писались разными людьми на протяжении длительного времени, и в каждой из книг есть информация, которой современные историки не могут дать единую трактовку. Священной книгой христианства является Библия, ислама - Коран, буддизма - Трипитака (Палийский канон), иудаизма - Танах, индуизма - Веды, конфуцианства - У-Цзин, даосизма - Дао цзан и Чжуан-цзы.

Библия - священная книга христиан

История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет - согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы - пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа.

Библия состоит из двух основных частей - Ветхого Завета и Нового Завета , причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая - после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также , причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете.

Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии - книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.

Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами , и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).

Танах - священная книга иудеев

Танах - это Ветхий завет Библии, который последователи иудаизма в свою очередь делят на три части:

1.Тора - первые пять книг (Бытие, Исход, Левит, книга Чисел и Второзаконье)

2. Невиим - восемь написанных пророками книг, состоящих преимущественно из описания истории еврейского народа с момента прихода на "землю обетованную" и до того, как еврейский народ был пленен Вавилонским царством

3. Ктувим - оставшиеся 11 книг Ветхого завета, которые также называют "писаниями святых".

Следует отметить, что между Танахом и Ветхим Заветом христианской Библии есть определенные отличия - адепты иудаизма считают апокрифами некоторые из тех книг Ветхого Завета, которые христиане признают каноническими. Также иудеи уверены, что есть 4 уровня (или слоя) толкования Танаха, и если первые три слоя понимания священного писания (буквальное, образное и логическое понимание) доступны каждому человеку, но каббалистическое понимание приходит только избранным.

Коран - священная книга ислама

Коран , священная книга мусульман, состоит из откровений пророка Магомеда, которые через него Аллах ниспослал верующим. Как и Библию, Коран несколько раз переписывали, и считается, что единственная каноническая версия была утверждена в седьмом веке нашей эры коллегией из оставшихся в живых сподвижников Магомеда. Однако сейчас существует 7 вариантов чтения Корана, каждый из которых был сформирован той или иной мусульманской школой начального периода истории ислама.

Состоит священная книга мусульман из 114 сур (глав), а каждая сура, в свою очередь, включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов). Все суры делятся на мекканские , в которых записаны откровения, данные пророку Магомеду Джабраилом до переселения в Медину, и мединские - суры, записанные из слов пророка после того, как он прибыл в Медину. Помимо основных догм вероучения, пророчеств и указаний верующим, в Коране содержится жизнеописание пророков, которых бог посылал на землю.

Прочитав эту священную книгу, можно сделать вывод, что и мусульмане, и христиане, и иудеи верят в одних и тех же пророков - в Коране упоминаются Ной, Соломон, Моисей, Иисус и другие апостолы, чьи имена есть в Библии. Однако мусульмане уверены, что именно откровения последнего пророка Магомеда наиболее исчерпывающе доносят людям волю бога, поэтому верующим необходимо жить по его заветам.

Палийский канон - священная книга буддистов

История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием "Палийский канон".

Данная священная книга состоит из трех основных частей - "трех корзин":

1. Виная-питака - корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях

2. Суттанта-питака - корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии

3. Абхидхамма-питака - корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, и познания, этике, философии.

Веды - священная книга индуизма

Веды , несомненно, можно назвать одной из старейших священных книг религий мира, так как первая ее часть была записана еще в XVI века до н.э. Священные тексты индуизма в оригинале были записаны на санскрите, и большая часть знаний, представленных в этой книге - самхиты (сборники мантр для религиозных обрядов и молитв) и комментарии и пояснения к ним. Согласно верованию индуистов, Веды не были составлены людьми, а ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов. Священная книга Веды состоит из четырех вед:

1. Риг-веда - веда гимнов; в ней размещены мантры, которые произносят в молитвах главные священнослужители. По мнению исследователей, Риг-веда и по лингвистике, и по содержанию имеет много общего со священной книги древних иранцев - Авестой

2. Яджур-веда - веда жертвенных формул; в этой части священной книги индуизма размещены мантры, которые необходимо произносить во время ритуалов жертвоприношений, а также манрты для чтения при проведении практически всех ведийских обрядов

3. Сама-веда - веда мелодий; в Самаведе записаны мантры, которые священнослужители поют во время богослужения, причем каждую мантру нужно петь в строго определенном ритме

4. Атхарва-веда - веда заклинаний; в данной части священной книги описаны не только обряды и ритуалы, но и уделено внимание повседневной жизни древних индусов. В этой веде записаны некоторые медицинские и , в частности, обозначены причины и способы лечения ряда болезней, а также способы изготовления ядов, отравленных стрел, дымовых завес и др.

Священным индуисты считают любое произведение на санскрите или на одном из новоиндийских языков, которое связано с религией и верой. Священные тексты приравниваются к божествам. В доме это домашние боги. Им подносят цветы, им поклоняются и даже читают молитвы. Самыми древними письменными текстами являются веды. Затем следуют брахманы и упанишады. Для того, чтобы истолковать, разъяснить веды, были созданы вспомогательные произведения. Их называли веданга, что значит «часть, члены вед». Они содержали сведения о грамматике, ритуалистике, этимологии, метрике, астрономии. Позднее были созданы предельно краткие тексты по ряду древних дисциплин. Их назвали сутры. Они предназначены для передачи устной традиции. Их заучивали наизусть. Сутры требовали разъяснения, комментариев учителя (гуру). Большая часть сутр посвящена ритуалистике. Отдельные сутры описывали основные законы жизни и повседневные, религиозные обязанности членов высших каст. На индуистском лексиконе это дхарма-сутры. Каждый должен соблюдать свою дхарму, выполнять свой долг, предписываемый законами кастового деления.

Учебные тексты шастры были составлены значительно позднее сутр. Они содержат знания из различных областей. Они являются современниками Христа. Написаны они исключительно в стихотворной форме. Это делалось для облегчения запоминания. Даже научная литература в Индии имела стихотворную форму, и позднее Средних веков шастры также излагали основные заповеди индуизма, а также основы нравственного поведения. Это дхарма-шастры. Самой популярной многие века была шастра «Законы Ману» (Манава-дхарма-шастра). Уже в этих законах содержатся предписания для каст, общин и отдельных лиц. Индуизм и сейчас ссылается на законы Ману как на непререкаемый авторитет.

В священное писание индуизма входят 18 книг эпической поэмы «Махабхарата» и поэма «Рамаяна», а также пураны, многочисленные гимны и религиозные стихи, трактаты по разным вопросам религии и философии индуизма. Что же касается «Махабхараты», то она вообще не была связана с индуизмом. Составлялась поэма в продолжение полутора тысяч лет. Началом ее создания считают I тысячелетие до н. э. Входит эта поэма в священные писания индуизма потому, что в нее брахманы по своему усмотрению включили большое количество разных эпизодов религиозного характера. Это легенды и мифы, а также индуистские тексты о богах Вишну и Шиве, а также других богах - Сканде, Кали, Дурге и др. Сюда они включили также учение о дхарме и некоторые философские произведения. Так они превратили поэму (огромный эпос со светским сюжетом) в законоучительный трактат, в дхарма-шастру.

Одна из книг, которая входит составной частью в «Махабхарату», называется «Песнь Господня» («Бхагавадгита»). Ее считают философской основой индуизма. «Бхагавадгита» или просто «Гита» - это песнь Господу Богу, который является высшим началом Вселенной. Он может быть живым и любящим личностным богом. В то же время он является Абсолютом. Весь мир Бог создал из самого себя. Он является сострадающим. Он вечно проявляется и принимает участие в жизни людей. Собственно, весь видимый мир является результатом Его божественной игры. Душа каждого человека является частицей Бога, выражением высшей Его милости. Души людей вечны, бесконечны и полны осознания. Что касается рождения и смерти, то они являются только разными этапами существования душ. Высшей целью души является освобождение от страданий (от сансары). Индуистское общество, построенное на противоречащей природным законам системе каст, состоит из множества страдающих индивидуумов. Эти страдания начинаются от момента рождения и продолжаются всю жизнь. Все философии и религии Индии заняты одним вопросом: как избавиться от страданий. Вместо того, чтобы жить по законам природы, по законам Бога, человек сочинил свои законы, утверждая, что они являются божественными. Он травмирует свою же жизнь этими законами - запретами и мечтает только об избавлении от страданий. А это очень непросто, поскольку даже избавившись от жизни, человек не избавляется от страданий - они будут преследовать его в его последующих жизнях. Человек сам себе устроил западню.

В «Гите» указаны пути освобождения от страданий. Это сосредоточение, медитации, совершение бескорыстных поступков, служение людям. Но главным элементом является всепоглощающая, самозабвенная любовь к Богу. Эта любовь лучше чего бы то ни было очищает сердце и направляет мысли человека к высшему знанию. «Махабхарата» содержит и дополнительный 19-й том. Он посвящен Кришне, его жизни и деяниям. Напомним, что Кришна является воплощением Вишну.

В священное писание индуизма входит и другая эпическая поэма - «Рамаяна». Она в устной форме была составлена в буддийские времена, а в V–IV веках до н. э. «Махабхарата» была составлена в северной части долины Ганги, а «Рамаяна» - в южной. Рама также является одним из воплощений бога Вишну.

В священные тексты входят и пураны. Это древние предания, своды мифов, легенд и религиозных наставлений. В пуранах содержится все - от сказок до специальных научных трактатов, от ритуальных предписаний до описания маршрутов паломников. Отдельные пураны (стхала-пураны) содержат мифическую историю храмов и других священных мест. Большая религиозная поэзия была составлена в Средние века. Известны 12 священных сборников гимнов, которые сочинили 63 поэта того времени на юге Индии. Священные писания по-разному описывают устройство мира, его творение и конец. Наиболее распространенным является следующее представление. Вначале был только хаос, который находился во тьме. Из хаоса возникли воды. Они породили огонь. Затем великая сила тепла создала Золотое Яйцо. Но тогда еще не было времени. Яйцо плавало в водах безбрежного и бездонного океана. Через год из Яйца появился прародитель Брахма. Он разбил Золотое Яйцо, и оно раскололось на две части: верхняя его половина стала небом, а нижняя - землей. Между ними Брахма поместил воздушное пространство. С этого момента начался отсчет времени. Брахму называют еще Самосущим, так как он существовал изначально и не был никем сотворен.

После этого Брахма создал живой дух. Кроме того, он создал мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. Только после этого Брахма создал богов, вечную жертву, три веды, планеты, реки, моря, горы, людей. Создал он и речь, радость, страсть и гнев. Затем постепенно появились звери, птицы, насекомые, демоны, растения и т. д., то есть все, что есть на Земле. Что же касается всей Вселенной, то она является бесконечной и состоит из множества миров. Каждый из этих миров имеет свое начало, существование и конец. Жизнь Вселенной подобна непрерывной цепи возникающих и господствующих миров. Наш мир является только ничтожно малой частью бытия Вселенной.

Во Вселенной чередуются периоды покоя и периоды деятельности. Период деятельности равен одному дню Брахмы. Его называют еще словом «кальпа». Вначале каждой кальпы Брахма пробуждается и создает миры. Их три - небесный, человеческий и демонический. В конце же периода божествования Брахма засыпает, и созданные им миры превращаются в хаос. Те живые существа, которые к концу периода бодрствования не освободились от страданий, поглощаются Брахмой.

Каждый период бодрствования, кальпа, состоит из тысячи Великих Веков (махаюги). Каждая Махаюга состоит из четырех периодов: Крита, Трета, Двапара и Кали. Каждый последующий период меньше предыдущего. Длительность их соответствует пропорции 4:3:2:1. Первый период критаюга («Золотой век») длится 1 728 000 земных лет. Это воистину золотой век. Люди живут по 4000 лет. В продолжение всего этого самого длинного периода безотказно работают законы справедливости и долга. В основе общения лежат правдивость, почитание, сострадание и приветливое обращение. Люди здоровы, благополучны, не нуждаются ни в чем и ведут праведный образ жизни. Второй период (третаюга) длится 1 296 000 земных лет. В это время праведность постепенно убывает. Хотя люди в целом и соблюдают долг, но порой в их действиях присутствуют корыстные побуждения. Это порождает распри и ссоры. Но грешников в это время гораздо меньше, чем праведных. В третий период (двапарюги) добродетель в людях уменьшается вдвое. Длится этот период 864 000 земных лет. Обман и ссоры воцаряются везде. Но часть людей идет по жизни праведным путем. Это, конечно, высшие касты - брахманы, кшатрии и вайшьи. Последний, четвертый период (калиюга), является веком всеобщего распада и греховности. Он длится 432 000 земных лет. В мире продолжает сохраняться только четверть былой добродетели, характерной для первого периода. Среди людей преобладают низшие касты - игудры или слуги. Они, как и положено этим кастам, лживы, утратили достоинство, погрязли в спорах. Конечно, они несчастны. Живут в городах, которые населены ворами, проходимцами и убийцами. Женщины похотливые и неопрятные. Они властвуют над мужчинами и рожают множество детей. Правители угнетают подданных. Природа тоже изменилась - природные катастрофы следуют одна за другой. Идут разрушительные войны, которые чередуются с засухами. Люди несчастны и страдают. Но надежды у них нет. Их ждет безрадостный конец - конец последнего периода. Он будет ужасным. Наступлению конца будут предшествовать страшные предзнаменования. Столетняя засуха сменится появлением на небе семи Солнц, которые быстро иссушат всю влагу на Земле. Все на Земле будет пожирать огонь, разносимый ветрами. Он уничтожит даже подземный мир. После этого соберутся тучи. Они будут напоминать по форме слонов с гирляндами из молний. Молнии взорвутся все сразу. Они освободят ливни, которые в течение 12 лет будут заливать мир. Все скроется под водой. Конец довершит Брахма. Он будет плыть по водам в лотосе и поглотит ветры и тучи. Поглотит он все, что когда-то сотворил, в том числе богов и людей. После этого он погрузится в сон и будет отдыхать до следующего творения нового мира.

По индуистскому летоисчислению в настоящее время идет первая половина калиюги. Уже прошло шесть тысяч лет этого последнего периода. Калиюга началась в полночь с 17 на 18 февраля 3102 года до н. э. по европейскому календарю.

Описанная выше картина мира, его творения и уничтожения не единственная. Так, в одном из ведических мифов говорится, что из золотого космического яйца, которое является символом огня, явился Бог Вселенной, но он принял форму первого человека Пуруши. Слово «Пуруша» означает человек. Вскоре Пуруша разделил себя на две части: женскую и мужскую. Родились дети, и появилось человечество. Затем Пуруша и его жена Вирадж создали животных и всех живых тварей.

В более поздних мифах говорится, что Брахма сотворил мир. Он лично создал кастовую систему. Поэтому ее считают вечной и предопределенной на все времена.

В других индуистских мифах творение мира связывается с Ману. Ману, как и библейский Ной, пережил потоп. Для этого он соорудил ковчег, в который поместил семь великих праведников и семена всех растений. Животных Ману сотворил уже после потопа. От творил целый век.

Следует сказать еще несколько слов о философии индуизма. Она развивалась совершенно не так, как европейская философия, то есть путем отрицания прежних философских взглядов. В Индии происходит то, что было в Европе в Средние века, когда мыслители максимум что себе позволяли - это обосновывать и комментировать абсолютно правильные и непогрешимые произведения древних - Платона, Аристотеля, Гераклита и др. Для Индии Средневековье еще не прошло. Это является результатом кастового деления общества, поскольку главный кровеносный сосуд, питающий мозг нации, наглухо и надолго перекрыт.

Ни одна из философских школ Индии не противоречит индуизму. Каждая из них стремится изо всех сил обосновать истинность основных его положений. Философия началась тогда, когда человек задумался о том, как устроен окружающий его мир и какое место в этом мире занимает он сам. Поэтому философия содержится уже в поздних гимнах Ригведы, в упанишадах и в последующих священных книгах. Но в этой философии никогда не было критики существующих взглядов на окружающий мир. Есть только их обоснование. Новым философам больше всего хотелось упрочить взгляды, которые были развиты их предшественниками. При соблюдении таких принципов очень трудно рассчитывать на прогрессивное развитие общества.

Истоком всех философских систем являются сутры. Философы видели свою задачу в составлении комментариев к ним. Чаще всего такие комментарии строились в виде диспутов, диалогов. Такие диспуты были в то время реальностью. Они готовились и часто проводились даже в присутствии царя и придворных. Но на этих диспутах нельзя было услышать ничего революционного. Все сводилось к подтверждению уже давно известного. Поэтому неудивительно, что фактически все философские школы возникли одновременно. Развивались они в тесном взаимодействии друг с другом. Философы всех школ оперировали истинами, положениями, которые они получали в процессе видения, в результате постижения истины внутренним зрением. Они утверждали, что духовное, внутреннее зрение подобно лучу, который проясняет, освещает внутреннее пространство. В философии, как и в религии, основная цель - это освобождение от страданий, определение путей, которые ведут к такому освобождению.

Примерно к началу нашей эры сформировалось шесть основных философских школ. Корни их уходят в глубокую древность, в философию вед и брахманическую картину мира. Все эти философские школы не противоречат по своим выводам друг другу. Просто каждая из них занимается своими вопросами, своими проблемами. Каждая из философских систем, школ имеет свое поле деятельности, возделывает свой участок знания. Любопытно, что шесть философских систем составляли три пары систем. Их так и рассматривают - парами: санкхья - йога, ньяя - вайшешика, веданта и миманса.

Философская школа санкхья, что значит «размышление», «исчисление», основана на наиболее сложной и глубокой системе. Основное положение этой системы использовал Будда. Основатель школы Капила жил в VII веке до н. э. Согласно этому учению все зиждется на двух самостоятельных началах. Это природа, вечно изменчивая, но единая, и множество индивидуальных духов. Природа находится как в проявленном, так и в непроявленном состояниях. В непроявленном виде природа находится в состоянии равновесия трех сил, которые ее составляют. Первая сила создает равновесие, покой и гармонию. Вторая создает возбуждение, страсти и активность. Третья сила создает инертность, тупость и равнодушие. Все эти три силы (гуны) всегда существуют вместе. Они комбинируются в разных сочетаниях и в результате этого порождают бесконечное разнообразие проявленного, видимого мира. Когда начинается новый мировой период, равновесие этих трех сил нарушается и из природы возникают 25 элементов (типов) сущего, начиная от интеллекта и ощущения индивидуальности и кончая физическими элементами. Таковыми являются воздух, огонь, вода, земля и эфир.

В этой философской системе любопытно то, что в нее введен бездействующий зритель всех процессов. Согласно современной физике элементарных частиц и квантовой механике любое наблюдение за процессами приводит к изменению системы. Но введенный наблюдатель является бездействующим. Это бессмертное одухотворяющее начало. Оно отличается от тела, мысли, от наших органов чувств и ощущений. Зачем нужен этот наблюдатель? В каждой конкретной жизни он отнюдь не бездействующий. Он вовлекается в круговорот сансоры (многих перерождений). В результате происходит смешение интеллекта и духа. Эта философская школа ставила перед собой задачи, решение которых очень важно во все эпохи человечества. Это освобождение духа человека от незнания, невежества, усмирение страстей и очищение тела и мысли. Все это в конечном счете должно помочь постичь истину.

Философская школа йога основывается на тексте «Йога-сутры» и на многочисленных комментариях к этому тексту. Эта философская школа выступает в паре с уже описанной выше школой санкхья. На практике это значит, что теоретической основой йоги является философская система сакхья. Согласно системе йога мир можно познать только с помощью определенных психофизиологических упражнений. Это метод совершенствования, который позволяет преобразовывать психические процессы (мысли, эмоции, чувства) и преодолевать все преходящее. Для этого предлагается восьмеричный путь, путь, состоящий из восьми стадий. Это: воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда другому, от вражды и ненависти, от стяжательства и воровства, порочных связей с недостойными людьми. Все это составляет первую стадию. Вторая стадия включает в себя выполнение предписаний по очищению тела, эмоций и мыслей. Она предполагает чтение священных книг, постоянные размышления о божественном. Третья стадия предписывает приведение в порядок тела, а также овладение правильными позами для сосредоточения. Четвертая стадия предписывает управление дыханием и энергией тела. Пятая стадия предполагает отвлечение органов чувств и их объектов. Шестая стадия - это удержание внимания и сосредоточение сознания. Седьмая стадия - медитация, а восьмая - особое состояние сознания. Это такое состояние сознания, при котором прекращаются психические процессы и наступает состояние блаженства. Овладение всеми восемью стадиями познания истины позволяет отделить дух от материи и обрести способность к интуитивному проникновению в истину.

Философская школа ньяя, как и другие философские школы, считает конечной целью человеческой жизни освобождение. Отличает эту школу от других то, что ее сторонники выделяют особо важность умозрения для познания истинной реальности. На первый план выдвигается логика и ее законы. Согласно этой философии существуют четыре вида простых самостоятельных источников познания. Это восприятие, вывод, который основан на вскрытии, уподобление или, другими словами, установление связи слова с увиденным впервые предметом, а также словесное свидетельство. Эта философская школа развивалась и в конце концов превратилась в логику, когда в XIII веке появился трактат Гангеши «Таттвачинтамани».

Учение о бытии развивалось в рамках философской школы вайшешика. Согласно этому учению выделяют шесть видов бытия и его сущности: субстанции (вещности), их качества, их движение, общее, особенное и внутренняя сущность. Эта философская школа очень близка и школе ньяя. Их объединяет не только общая философская направленность, но и сходство в логике и теории познания. В конце концов, эти школы слились. Они соединили усилия в борьбе с буддизмом в V–VII веках.

Философская школа веданта (что означает «конец вед») базируется на текстах упанишад. Это «Бхагавадгита», «Бхагавата-пурана» и «Брахма-путры». Собственно, под названием веданта уживались совершенно различные философские школы, которые спорили между собой. Их объединяло то, что все они имели одну и ту же религиозную основу и пытались решить одну и ту же проблему: как соотносится человек с Абсолютом, что представляет собой абсолютное начало и окружающий человека мир, как можно освободиться от повторного возвращения в этом мир. Одна из наиболее авторитетных школ веданта рисовала мир следующим образом. Началом всего является единый Бог (Брахман). Это безликий Бог, Господь (Ишвара). Помимо единого Бога нет ничего. Есть только видимый мир, созданный богом, магической силой (майей), которая исходит от него. Воспринимаемый человеком мир является иллюзорным. Истинный, реальный мир - это Брахман. Его постигают философы, мудрецы. Но не интеллектуально, поскольку его нельзя определить словами. Душа человека в обычном (иллюзорном) мире забывает о своей истинной, божественной сущности. Только истинное освобождение возвращает душу человека в единство со всемогущим и всезнающим Богом, Брахманом.

Особая роль ритуала рассматривалась философской школой миманса. Полагалось, что для познания истины ритуал важнее, чем логическое размышление. Школа базируется на признании абсолютного авторитета вед. Любопытно, что эти философы считали, что веды происходят не от бога и не от человека, а от некоего безличного источника. Поэтому они не могут содержать ошибок. Но что это за источник, если он не является ни человеческим, ни божественным? Главным ритуалом в индуизме является жертвоприношение. Именно оно творит вселенную, оно снова и снова создает ее, заводит ее как часы, обеспечивает ее потенциальной энергией. Для простого смертного именно ритуал придает его обыденной жизни высший смысл. Но ритуал должен следовать предписаниям священной традиции. Как мы уже видели выше, эта философская, а точнее, религиозно-философская школа обходилась полностью без бога. Это ей не мешает входить в индуизм, где позволено все: верить в единого Бога, верить в множество богов, вообще не признавать какого-либо бога. Хотя в последнем случае бог подменяется неким безличным началом. Так почему же это безличное начало не назвать богом, тем более, что от него произошли абсолютно все знания. Но задавать логические вопросы в рамках индуизма не стоит. Поскольку нет Бога, то человеку предписывалось поклоняться ритуалу. В этом и состоит долг человека - неукоснительно выполнять предписанные священной традицией ритуалы. Эта философская школа для нас привлекательна тем, что переселение душ ею не признавалось. Считалось, что главная цель жизни - это достижение успехов в этом мире и рождение на небесах. Несмотря на то, что миманса не признавала многократного повторения земных жизней, она также хорошо вписалась в индуизм.

Религиозно-философская школа чарваки не признавала не только существование какого-либо бога, но считала абсолютно ненужными какие-либо ритуалы. Эта философская школа отрицала и священные писания. Тем не менее и ее включили в состав индуизма.


| |

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении