Портал садовода - Fiora24

В чем своеобразие речи героя бородинской битвы. Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Произведение относится к самым известным и популярным стихотворениям Лермонтова. Посвященное величию русского оружия и героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года, оно до сих пор вызывает отклик в душах людей.

Импульсом к написанию стало грядущее двадцатипятилетие Бородинской битвы. Интерес к событию был необычайно высок среди самых разных слоев населения. Исключением не оказался и Лермонтов — оглядываясь на героическое прошлое предков, он видел слабость и нерешительность своих современников, и это нашло отражение в словах лирического героя «Бородина».

Главная тема стихотворения

Безусловно, главной темой «Бородина» является исторический подвиг, совершенный русской армией в день Бородинской битвы, и победа над французами, которая в итоге переломила ход войны. Если обобщить, то стихотворение это на самом деле — о родине и о готовности защищать ее, готовности отдать жизнь, чтобы отечество и люди в нем были свободны.

Для раскрытия темы Лермонтов выбрал интересную форму. У стихотворения есть герой — безымянный рассказчик, который отвечает на вопрос представителя молодого поколения о том, не зря ли в той войне отдали Москву. По лексике, точке зрения и особенностям описания битвы легко сделать вывод, что рассказчик — человек «из народа», простой солдат, один из тех, кто на своих штыках вынес победу, изгнал захватчиков во главе с Наполеоном из страны.

Вспоминая войну, рассказчик не скупится на оценки. Он с гордостью вспоминает тех, кто стоял с ним в окопах плечом к плечу, кто сражался, не жалея себя, причем в рассказе личное местоимение «я» то и дело сменяется более обобщенным «мы», отображая слияние индивидуальных заслуг с подвигом всего народа. Достаются теплые слова и полковнику, который, по словам рассказчика, был «слуга царю, отец солдатам». А вот молодое поколение комплиментов не заслужило — строчкой «Богатыри, не вы...» подчеркивается, что ветеранов войны 12 года герой стихотворения считает более достойными, чем «нынешнее племя».

И в этом — отображение размышлений Лермонтова о роли народа в судьбе отечества. По его мнению, современники инертны, не готовы к подвигу и к борьбе за свободу, их не так сильно волнует участь страны. Вероятно, такие настроения поэта можно объяснить общей социально-политической ситуацией и продолжительной реакцией, вызванной восстанием 14 декабря 1825 года. К моменту написания «Бородина» страна еще не оправилась от декабристского выступления и царского ответа на него, повсюду властвовала цензура. Неудивительно, что поэт-бунтарь выразил свое отношение к данному вопросу таким образом.

Структурный анализ стихотворения

Главное выразительное средство в «Бородине» - диалог. Вопрос, заданный в начале стихотворения, позволяет «отвечать», раскрывая тему войны, преданности родине и готовности защищать ее. Ярок и речевой образ рассказчика, изобилующий фольклорными элементами, множеством просторечных слов.

В произведении Михаил Юрьевич удачно сочетает разговорную, «низкую» лексику с возвышенным и несколько устаревшим стилем. Так, называя бой «сечей», он подчеркивает огромное значение сражения в истории страны, для большей выразительности применяет много сравнений и эпитетов.

В «Бородино» автор, с одной стороны, восславляет силу и отвагу русского народа, преодолевшего страшное испытание, признает заслугу простых солдат, а не облеченных властью полководцев. С другой стороны, Лермонтов выражает сомнение в силе и способности своих современников постоять за Россию так же, как это делали герои «Бородина».

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Истоки этого сравнения – в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть – это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения – не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Стихотворение "Бородино" М. Ю. Лермонтов посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Произведение было написано спустя 25 лет после знаменательного сражения. Впервые опубликовано в 1837 году в журнале "Современник".

История написания

В начале тридцатых годов Лермонтов написал стихотворение "Поле Бородина". Считается, что именно тогда у поэта возник замысел поэмы, посвященной Отечественной войне. "Бородино" Лермонтова вышло к юбилею битвы, произошедшей в сентябре 1812 года. Произведение не могло не привлечь широкого внимания. В те годы активно обсуждалось героическое сопротивление русского народа в короткий период антинаполеоновской кампании. Михаил Лермонтов, как многие в первой половине XIX века, любил размышлять о прошлом России и событиях, изменивших ход истории.

Особенности

Какова ключевая мысль в произведении «Бородино»? М. Ю. Лермонтов, по мнению Белинского, хотел подчеркнуть бездействие своих современников, их зависть к предкам, жившим во времена, отмеченные славой и великими делами. Тема героизма проходит красной нитью через многие произведения, созданные русским поэтом в первой половине тридцатых годов.

Незадолго до написания стихотворения «Бородино» Лермонтов познакомился с Афанасием Столыпиным. Этот человек был героем, ветераном Отечественной войны, артиллерийским штабс-капитаном. Словом, личностью легендарной в лермонтовские времена. И конечно, штабс-капитан участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов и Столыпин состояли в родственных связях. Последний приходился братом бабушке поэта.

Столыпин много рассказал поэту о Бородинском сражении. Но в произведении повествование ведется от лица безымянного солдата - человека малограмотного, но мудрого и проницательного. Но главное - от лица непосредственного участника освободительной войны. Эта особенность придает произведению эпичности и наполняет его фольклорным содержанием. В рассказе солдата-артиллериста присутствуют эпохальные настроения, которые часто встречались в кругу военных в те времена. Есть в произведении еще один интересный образ - безымянный полковник. Лермонтов не объективирует этого персонажа. Но есть версия, что прототип его - знаменитый генерал, главнокомандующий Второй Западной армией.

Бородинское сражение

Это была крупнейшая битва Отечественной войны. Она продолжалась двенадцать часов. В любом учебнике истории сказано, что русская армия в этой битве одержала победу. Однако Кутузов на следующий день после победы приказал отступать. Почему? Дело в том, что Наполеон обладал большими резервами. После видимой победы могло произойти и поражение.

Французская армия вторглась на территорию Российской империи в начале лета 1812 года. Русские войска отступали. Французы быстро продвигались вглубь страны. Наполеоновская армия была сильна, и, как казалось тогда многим, непобедима. Отступление русской армии, которое явно затянулась, у общественности вызывало крайнее недовольство. Тогда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова. Однако и тот предпочел путь отступления.

О том, сколько русских солдат погибло в битве, воспетой в стихотворении Лермонтова «Бородино», единого мнения нет. Численность потерь неоднократно пересматривалась историками. Однако известно, что погибло не менее тридцати тысяч человек.

Согласно французским энциклопедиям, в битве полегло около тридцати тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии. Правда, от ран умерло две трети от общего числа погибших. Бородинское сражение - одно из самых кровопролитных в XIX столетии. И это самое масштабное сражение из тех, что продолжались всего один день. Но только до 1812 года (потери в последующих войнах куда большие).

Бородинскому сражению посвящено множество произведений литературы. Оно отражено в романе Толстого «Война и мир», в одном из стихотворений Пушкина и, конечно же, в «Бородино» М. Лермонтова.

Сюжет

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это своеобразный рассказ о событиях 1812 года. Как уже было сказано, повествование ведется от лица простого солдата. Имени своего героя автор не называет. Рассказ вызван вопросом, который задает представитель молодого поколения.

Первые строки стиха Лермонтова «Бородино» знает каждый. Собеседника рассказчика интересует, зачем сожженная Москва была отдана Наполеону. Строфу, начинающуюся со слов «Скажи-ка дядя…», наизусть знают многие. Но о чем поведал безымянный солдат? Сюжета в стихе «Бородино» Лермонтова как такового нет. Это воспоминания старого вояки, облеченные поэтом в стихотворную форму.

Солдат принимается вспоминать сражение. В его рассказе присутствуют нотки сожаления о прошедших героических временах. Нынешнее поколение («нынешнее племя»), по мнению рассказчика, уступает и в благородстве, и в отваге бравым военным.

История, рассказанная ветераном Отечественной войны, пронизана гордостью за смелость русского народа. Герой стихотворения «Бородино» Лермонтова восхищается отвагой своих однополчан. В повествовании рассказчик использует местоимения «я» и «мы». Он часть русского народа. Он неотделим от него. Рассказчик говорит от имени всех солдат. Герой произведения Лермонтова «Бородино» выражает истинный народный дух и любовь к Отечеству.

Композиция

Произведение начинается со строфы, которая являет собой вопрос представителя нового поколения. Это вступление. За ним следует основная часть. Рассказ главного героя в стихотворении «Бородино» Лермонтова имеет кольцевую композицию. Начинается повествование с того, что он выражает восхищение воинами, которые оказались в 1812 году в самом центре боевых событий. Среди них есть и выжившие, и павшие.

Далее начинается подробное описание сражения. Повествование солдат ведет не беспристрастно. Рассказчик выражает чувства, которые испытывал и он сам, и прочие солдаты. Завершается произведение словами о Москве, которую русские солдаты не отдали бы, если б не было на то божьей воли.

Художественно-выразительные средства

Лермонтовское произведение представляет собой монолог простого солдата, а потому в нем использованы элементы разговорной речи. Все стихотворение - это обращение представителей старого времени к молодым, на плечи которых отныне возлагается ответственность за Отечество. Однако рассказчик сомневается в своем собеседнике и ему подобных: «Богатыри - не вы!»

Лермонтов включил в повествование просторечные выражения и слова, например, «тут как тут», «ушки на макушке», «что толку в этакой безделке». Французов солдат называет «мусью».

Встречаются в произведении «Бородино» Лермонтова и элементы высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Таким образом автор подчеркнул величие, особую значимость сражения в истории России. В начале стихотворения есть несколько Они также выражают торжественность Бородинского сражения.

Образ полковника

Примечательно то, как говорит солдат об этом безымянном персонаже. Он называет полковника "слугой царю, отцом солдат". Благодаря нескольким словам создается образ благородного, честного, справедливого и великодушного военачальника, который, погибая на поле брани, оставляет в душе солдат только добрые воспоминания.

Кульминация

Главная часть произведения Лермонтова — та, в которой солдат рассказывает непосредственно о битве. Здесь автор не поскупился на выразительные средства. Стремительное нападение французов солдат описывает так: "двинулись, как тучи". Использует поэт и олицетворения, подчеркивая ожесточенность битвы, например "картечь визжала".

Стихотворение «Бородино» Лермонтова является достоянием и открытием в русской литературе. Впервые в поэтическом произведении подлинным героем войны становится обычный русский солдат, от лица которого повествуется нехитрая история Бородинской битвы. Событие, ставшее главной темой стихотворения, очень вдохновило поэта, который не застал тех времен, но проникся отвагой своих предков.

Данное произведение автор написал в честь 25-летнего юбилея Бородинского сражения. Его стихотворным прообразом является «Поле Бородино», написанное Лермонтовым ранее. В нем воспевается солдат, который является лишь условным образом. А вот в следующей работе рассказчик – полноценный герой стихотворения, представленный как обычный участник войны, артиллерист, чьи рассказы поэт подчерпнул из мемуаров своего двоюродного деда, посвященных наполеоновским войнам.

Так Михаил Юрьевич воздал должное своему бездействующему поколению, вложив осуждение в уста человека из народа, которой имеет право судить, ведь рисковал жизнью ради блага своей страны. Данная работа поэта была приурочена не только к юбилею сражения, но и к провалу декабристского восстания, после которого люди стали бояться вмешиваться в судьбу страны. Именно об этом и говорит рассказчик, сетуя на трусость и слабость нынешнего поколения по сравнению с предыдущими.

Жанр и размер

Стихотворение «Бородино» написано ямбом. Оно относится к гражданской лирике, имеет ярко выраженное эпическое начало, ведь повествует об историческом событии. Хронология повествования определяется не личными впечатлениями или эмоциями рассказика, а логической последовательность реально произошедших явлений.

Жанром «Бородина» считается стихотворение, а не поэма, хотя объем и содержание произведения не дают ответить на этот вопрос однозначно.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию. Лермонтов начинает повествование с хвалы отважным защитникам родины и заканчивает тем же: «Да, были люди в наше время». Вступление представляет собой восторженную просьбу молодого человека рассказать о событиях Бородинского сражения. Он обращается к ветерану, который, говоря о войне, мимоходом бросает упреки веку нынешнему, где нет «могучего и лихого племени». Основная часть посвящена батальным сценам и описанию настроения, которое овладело солдатами. Завершается рассказ тем, что старик отдает дань памяти тем, кто «не вернулся с поля», и философски замечает, что блестящий маневр российской армии – это божий промысел.

Темы

  • Прославленный критик Белинский отметил, что основная тема стихотворения «Бородино» — это упрек новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Поэт критикует героев своего времени, сравнивая их жалкие достижения с подвигами предков. Такое посрамление современники Лермонтова заслужили тем, что смирились с крахом декабристского движения и суровыми мерами, которые применил Николай Первый. Поэт считал, что дворянская порода мельчает на глазах, и в следующий раз такими темпами родную землю будет некому отстаивать.
  • Другая тема «Бородина» все же дает надежду читателю. Патриотизм простого русского человека, воспетый Лермонтовым, явственно показан в молчаливом озлоблении солдата, вынужденного отступать, повинуясь приказу. Но как только командир призвал людей погибнуть, защищая Москву, все воспламенились яростным пылом и пошли в бой без страха и сожаления. Пока есть такой сильный и смелый народ, России нечего бояться.
  • Идея

    В стихотворении «Бородино» Лермонтовым подчёркивается то, что героем Отечественной войны является обычный человек, который вовсе не стремится достичь высокого звания. Рассказчик и есть тот непримечательный герой, чей многогранный образ олицетворяет силу простого солдата. За его частной судьбой также кроется и судьба всего народа. Главная идея в стихотворении «Бородино» заключается в том, что каждый солдат отдавал жизнь не за славу, а за свою Отчизну, это и было превосходством русского духа, которое принесло России победу в борьбе против Наполеона.

    Однако такая позиция людей далеко в прошлом, и устами «дяди» поэт бросает слова-упреки в нынешнее, «последекабристское» поколение:

    – Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!

    Теперь царит всеобщее бездействие народа, а это Лермонтов ни в коем образе принять не может. Новое поколение вовсе не было столь же героическим и самоотверженным, как их досточтимые предки. Поэт призывает людей своего времени к разумным действиям и восстановлению боевого духа, который был у прошлого поколения. По мнению Лермонтова, именно непоколебимый, сильный дух делает русский народ непобедимым!

    Средства художественной выразительности

    Лермонтов часто использует просторечия, чтобы показать, что говорит от лица всего народа, который сыграл главную роль в победоносной баталии. Например, «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью» и т.д. Есть и высокопарные выражения, придающие произведению героического пафоса: «ликовал», «сверкнув очами».

    Для сцены сражения автор «Бородина» не жалел сравнений: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». Оживили картину яркие олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Также рассказчику свойственны преувеличения, которые он в изобилии раскладывает перед слушателем, будто реликвии. Этот прием называется «гипербола».

    «Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел»

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роль рассказчика в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно»

М.И. Кутузов.

Цели:

    обучающие:

    Ознакомить учащихся с детством и началом литературной деятельности М.Ю.Лермонтова

    Ознакомить с содержанием стихотворения «Бородино», его исторической основой, показать роль рассказчика – выразителя дум и чувств народа.

    развивающие: развивать навыки аналитического чтения и анализа лирического произведения.

    воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Межпредметные связи: история (сведения о Бородинском сражении); русский язык (сведения о видах предложений по цели высказывания, о диалоге, монологе);

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, рисунки детей, фонохрестоматия «Русская литература 19 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель: Ребята, прозвучали строчки, которые являются темой нашего урока и в них заключена основная мысль стихотворения: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда он жил? Чем занимался? Что вы знаете о поэте? (ответы учащихся)

2. Слово о поэте.

Сегодня мы продолжим знакомство с личностью поэта. А поможет нам в этом группа Биографов , которые скажут слово о Лермонтове.

1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

3-ий ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

4-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

Остальные учащиеся по мере слушания докладов заполняют таблицу.

Место рождения

Детские годы

Творчество

    Историческая справка.

Учитель: Ребята, прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем. Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?

1-ый ученик: Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

2-ой ученик: Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало гибели его “непобедимой” армии.

3-ый ученик: Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

    Анализ текста.

Учитель: Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко назвал и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25- летием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник» уже после смерти А.С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к её истинному защитнику - русскому народу.

Сейчас мы прослушаем стихотворение «Бородино». Но прежде хочу Вас предупредить, что в стихотворении есть слова-военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, ведь прошло 200 лет с того времени.

А поможет нам в этом группа «Литературоведы».

Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, и будем следить по тексту и слушать стихотворение «Бородино» (фонохрестоматия).

Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания и интонации она состоит? (Первая строфа – это два вопросительных и два восклицательных предложения)

Если в первой строфе был вопрос, то должен быть и ответ. Обратите, пожалуйста, внимание на вторую строфу. Здесь содержится ответ. Вспомните из уроков русского языка, как называется разговор двух лиц? (Диалог).

Начиная со второй строфы и до конца стихотворения, идет рассказ старого воина, участника сражения. Не подскажите, как называется пространное высказывание одного лица? (Монолог).

Кто рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам ).

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату? (Он там был, он это видел, он это пережил. Рассказчик дважды говорит «Я» (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит «мы». Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа ).

- Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком. Сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?)

С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чём он сожалеет?

Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва). Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях , участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”).

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

    Образ рассказчика в балладе «Бородино».

«Характеристика рассказчика»- работа в группах

Составь характеристику рассказчика

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий, наверное, невысокий, кряжистый и сильный, потому что только такой солдат мог быть артиллеристом (у него тяжёлая работа)

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает),эмоциональная, содержит «я» и «мы»

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, ГОРДОСТЬ ЗА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя)

5.Итоги урока.

- Каким чувством проникнуто всё стихотворение Лермонтова? (чувством патриотизма, гордости за Россию, русский народ

Патриотизм-

Патриот-

Бородинская битва навечно осталась в нашей истории. Война 1812 года вошла в историю как Отечественная. А Бородинская битва является основным сражением этой войны.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении