Портал садовода - Fiora24

Инженерно технический состав слюдянского рудоуправления после войны. О городе. в трудные годы

После войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка - Большой Луг - Иркутск . Строительство было завершено к 1949 году. В этом же году были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината). К 1960 году участок Транссиба от Мариинска до Слюдянки был электрифицирован. В 1961 году паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 году депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.

В 1975 году добыча слюды была полностью прекращена. Необходимо было перепрофилировать рудоуправление для сохранения рабочих мест. Решено было добывать строительные материалы. Слюдянское рудоуправление вошло в состав промышленного объединения «Росмраморгранит» Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и начало добычу мрамора, гнейса и гранодиоритов на месторождениях «Буровщина» (в одноимённом посёлке), «Динамитный» и «Орлёнок». При добыче были организованы камнеобрабатывающий цех и цех мозаичных плит. 30 % продукции отправлялось на экспорт из области, преимущественно в Москву и прочие города Советского Союза, где производились работы по облицовке станций метрополитенов. В 1985 году рудоуправление выпустило 45 тысяч м² облицовочных и 50 тысяч м² мозаичных плит.

Слюдянка с 1890-х гг. до 1917 года

В 1899 году из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так был основан посёлок Слюдянка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги. Существуют разные версии о том, почему потребовалось создать железнодорожный узел Слюдянка, а не сделать его в крупнейшем тогда населённом пункте юга Байкала Култуке. Есть предположение о том, что строительство Слюдянки было личным пожеланием тогдашнего министра путей сообщения Хилкова . По другой версии, сельский сход Култука отказался выделять землю на своей территории под железнодорожную станцию, так как в этом случае и без того небольшие пригодные для сельского хозяйства земли были бы заняты станцией и паровозным депо. Кругобайкальская дорога была стратегически важным и в то же время очень дорогостоящим звеном Транссиба. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянcкий вокзал из белого мрамора были сданы в 1904 году, а в 1905 году было открыто движение поездов. В 1912 году выдвигалась инициатива преобразовать посёлок в

Древнейшая история

Первые люди на территории Слюдянки появились в энеолитическую эпоху. Об этом можно судить по найденным в 1962 захоронениям на Шаманском мысу. Там были обнаружены захоронения древнего человека, отнесенные археологами к китойской эпохе энеолита. В пещерах на Шаманском мысу найдены рисунки и наскальная живопись древних людей, однако после подъема уровня Байкала в связи с началом эксплуатации Иркутской ГЭС они оказались под водой. Кроме этого, среди местного населения ходили легенды о том, что в пади Улунтуй имелись могилы древних людей, в которых помимо собственно останков находили наконечники копий из железа. Проверить эти данные теперь не представляется возможным.

Территория Слюдянки до прихода русских

Предполагают, что в I веке до н. э. на территории Южного Прибайкалья жили гунны. Затем их сменили курыканы . В XI веке их вытеснили монгольские племена, в числе которых были буряты . Они заселили южное, юго-восточное, восточное и юго-западное побережье Байкала , в том числе и территорию Слюдянки. Помимо бурят, на территории Южного Прибайкалья жили эвенки . Как отметил декабрист Лорера, во время его прибытия в 1813 в Култук все ещё представлял собой деревню, населенную преимущественно эвенками, а к приходу русских на месте Слюдянки находилось их стойбище.

Слюдянка с 1647 по 1890-е

В середине XVII века началась русская колонизация Сибири . К созданию населенных пунктов на юге Сибири в те времена существовало несколько предпосылок. Одна из них - добыча слюды. Слюда была одним из самых ценных товаров для землепроходцев, помимо пушнины и соли. Прибывшие на южный Байкал казаки занялись поисками именно этого минерала. Их поиски увенчались успехом. В среднем течении одной из небольших горных рек, названной впоследствии Слюдянкой, была найдена слюда. В устье соседней с ней реки находилось эвенкийское стойбище. На его месте было решено организовать небольшой острог для того, чтобы добывать слюду и охранять рудознатцев и добытчиков от эвенок. Его основателем стал землепроходец Иван Похабов , енисейский казак, боярский сын. О создании острога было доложено царю Алексею Михайловичу. Река, в устье которой стоял острог, была названа его именем. На этом месте острог просуществовал недолго и был через несколько лет перенесен русскими на место, где сейчас стоит Култук.

После переноса острожка никаких населенных пунктов на территории Слюдянки не было вплоть до 1802 года. Эта территория не представляла сельскохозяйственной ценности, а главным форпостом русских на юге Байкала был Култук, находящийся в двух километрах от Слюдянки. Несмотря на это, территория была очень слабо заселена и не освоена. В 1766 и 1780-х гг. на территории Слюдянки побывал путешественник Эрик Лаксман. Он заинтересовался минералами в окрестностях Слюдянки и открыл месторождения нефрита, ляпис-лазури и заново открыл месторождения слюды, к тому времени забытые и не осваиваемые. Толчком к увеличению населения и началу освоения юга Восточной Сибири стал указ Павла I «О населении Сибирского края, прилежащего к границам китайским, отставными солдатами, преступниками, подлежащими к ссылке и отдаваемыми от помещиков крепостными людьми с зачетом в рекруты, и о выгодах для сих поселенцев». После появления указа переселенцы из центральных губерний Российской империи стали заселять до того неосвоенный отсталый приграничный край. Возродилась добыча слюды. В 1802 было основано Слюдянское зимовье. Следующим толчком к развитию Слюдянки послужило решение строить колесную дорогу от Иркутска к Кяхте. Это решение было необходимостью, так как центр Восточной Сибири не был связан с главным центром международной торговли России того времени. Первая дорога была построена к 1805 и проходила через Хамар-Дабан , однако была неудобна и использовалась только в период, когда по Байкалу невозможно было перевозить грузы. В 1830-х годах XIX века кяхтинский купец Игумнов на свои средства построил Кругобайкальскую дорогу, которая была в его честь названа Игумновской. Но она, по описаниям инженеров и чиновников, не была идеальна и в некоторых местах была практически непроходима. При Слюдянском зимовье была организована почтовая станция. В 1850-х Н.Н. Муравьевым-Амурским была одобрена идея строительства Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала. К тому времени Кяхта начала утрачивать свое былое значение. Её конкурентом становился Верхнеудинск, и было решено провести дорогу по самому берегу Байкала, вначале до Посольска, а затем до Верхнеудинска. В 1856 Н.Н. Муравьев-Амурский отдает приказ о начале строительства новой Кругобайкальской колесной дороги. Строительство велось усилиями ссыльных поляков, которые подняли восстание в 1866. Колесное и почтовое сообщение по дороге было открыто в 1864.

Слюдянка с 1890-х до 1917

В 1899 из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так был основан посёлок Слюдянка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги . Удивление многих историков вызывает то, почему потребовалось создать железнодорожный узел Слюдянка, а не сделать его в крупнейшем тогда населенном пункте юга Байкала Култуке . Есть предположение о том, что строительство Слюдянки было личным пожеланием тогдашнего министра путей сообщения Хилкова . По другой версии, сельский сход Култука отказался выделять землю на территории собственно Култука под железнодорожную станцию, так как в этом случае и без того небольшие пригодные для сельского хозяйства земли были бы заняты станцией и паровозным депо. Кругобайкальская железная дорога была стратегически важным и очень дорогостоящим звеном Транссиба. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянcкий вокзал из белого мрамора были сданы в 1904, а у же в 1905 было открыто движение по Кругобайкальскому участку Транссиба . В 1912 выдвигалась инициатива преобразовать посёлок в

«…город Слюдянку, так как по количеству (4072 души обоего пола), сословному составу и роду занятий населения посёлок этот, имеющий в настоящее время характер городского поселения, в будущем, в силу естественно-географических условий: близость многих полезных минералов (слюды, белой глины, алебастра, мрамора) и удобства сбыта их по прилегающим к поселку железнодорожному и водному путям неизбежно должен шириться и развиваться ».

Гольдфарб С., Кобенков А., Харитонов А. Путешествие в страну мраморных гор. Глава 4. // Библиотека исторических знаний

Посёлок развивался стремительно. К 1916 в Слюдянке проживало 5109 человек, действовали церковь, 6 школ, 4 постоялых двора, трактир и около 60 магазинов.

Революционные события

В 1903 – 1904 в городе появилась социал-демократическая группа. С началом революционного движения 1905 в Иркутске по всей железной дороге начинаются волнения. В декабре 1905 в Слюдянке создается Совет депутатов рабочих и служащих железной дороги. Для поддержки восставших в Иркутске большевики во главе с Бабушкиным захватили эшелон с оружием в Чите, но на станции Слюдянка Бабушкин был схвачен карательной экспедицией, вывезен в Мысовск и казнен там со своими товарищами. В память об этом событии на фронтоне слюдянского вокзала была установлена памятная доска. В Слюдянке вел агитационную работу известный революционный деятель Сергей Киров . Октябрьская революция 1917 прошла в Слюдянке в виде стихийных стачек. Советская власть установилась практически в первые дни после революции. Весной 1918 в Иркутской губернии началось выступление Чехословацкого корпуса . В июле Слюдянский ревком объявил о введении военного положения. 17 июля в Слюдянку приехал поезд командующего Центросибирью , а 19 июля начались военные столкновения. Белогвардейцы встретили отчаянное сопротивление отряда слюдянских красногвардейцев, отрядов Нестора Каландаришвили . На помощь красным был пригнан ледокол «Ангара» , однако 23 июля город был оставлен. Фронт откатился к Верхнеудинску. В Слюдянке установилась власть Российского правительства с центром в Омске. Сразу же было организовано красное подполье. Им были проведены диверсии на судоверфи в Лиственичном и другие акции. 8 января 1920, после драматических событий в Иркутске , слюдянские партизаны наконец решились на открытое вооруженное выступление против местного правительственного гарнизона. Большевики во главе с Георгием Ржановым вышли из леса и вступили в бой. В Слюдянке была вновь установлена советская власть.

Советский период

После установления советской власти обнажились негативные последствия Гражданской войны и разрухи. В Cлюдянке на 1924 год существовали лишь одна школа и один клуб. Единственным культурно-развлекательным центром был агиткультпоезд «Синяя блуза», который ездил с концертами для жителей железнодорожных посёлков. Несмотря на заявления правительства об искоренении беспризорности в СССР, бездомные дети все же остались. Таких было много и в Слюдянке, и поэтому в 1936 из областного бюджета были выделены средства на строительство в Слюдянке детского дома.

Обострилась классовая борьба. Сразу же после Гражданской войны в Слюдянке началась конфискация имущества у зажиточных слоев населения. Также под предлогом хранения оружия была закрыта Слюдянская Никольская церковь. Её преобразовали в клуб имени 1 Мая.

Возникли споры по поводу волостного управления. В итоге до 1930 управление волосткомом осуществлялось из Култука, что вызывало недовольство слюдянцев. В 1930 был основан Слюдянский район , и его центром было решено сделать рабочий посёлок Слюдянка. В 1928 Слюдянке был предоставлен статус рабочего посёлка, а в 1936 - статус города.

Тогдашняя промышленность Слюдянки была представлена предприятиями железной дороги, главным образом, паровозным депо, кирпичным заводом, добычей слюды (в 1927 было открыто Cлюдянское рудоуправление) и местными промыслами - рыбной ловлей, сбором ягод и кедрового ореха.

В 1939 в Слюдянке проживали 12 331 человек.

В Великую Отечественную войну из Слюдянки были мобилизованы 3461 человек.

Слюдянка была в годы войны глубоким тылом. Производство слюды и обеспечение работы железной дороги велись с ударным трудом. Восточно-Сибирская правда неоднократно писала о работниках трудового фронта, слюдянцах - начальнике Слюдянского рудоуправления Бертеневе, работнице слюдфабрики Анастасии Ступе, забойщиках-стахановцах, машинистах, добивавшихся существенной экономии угля засчет ухода за машинами, рыбаках рыболовецкого колхоза «Байкал», получивших Всесоюзную премию за ударный труд, о женщинах Слюдянки, которые проводили расчистку путей. В то же время оказывалась и финансовая помощь армии. Одними только паровозниками депо было собрано около 23 тысяч рублей. В Слюдянке был также открыт Слюдянский военный госпиталь. Главврачом стал В. П. Снедков. Многие бойцы здесь вылечились и вернулись в строй. Местные предприятия и пионерская организация брали над ними шефство. В госпитале читал лекции известный ученый-байкаловед Глеб Верещагин .

В сентябре 1945 под Слюдянкой случилась железнодорожная катастрофа. Ушёл под откос поезд с возвращавшимися с японского фронта бойцами. Погибли 15 человек. Памяти их и раненых, скончавшихся в госпитале, 22 июня 1989 был открыт мемориал в пади Улунтуй.

Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в городе был создан ещё один мемориал - мемориал в парке Перевал. Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю и плит с именами погибших. На одной из них значатся имена Героев Советского Союза И. В. Тонконога и Г. Е. Береснева. Ежегодно возле мемориала проводится местный Парад Победы.

После войны Слюдянка продолжала развиваться. За время войны и в послевоенные годы проводилось геологическое изучение территории. Были найдены образцы около 200 минералов, разведаны новые слюдяные жилы. Но главным событием стало открытие место­рождения мраморизированного известняка. Мощность продуктив­ного горизонта достигала здесь 350 м, а протяженность около 10 километров. Была рассмотрена возможность его использования в качестве сырья для производства цемента. Запасы сырья на тот момент оценивались в 200 млн т. В 1955 началось строительство крупнейшего на тот момент в Иркутской области карьера по добыче строительных материалов. К 1957 оно завершилось, и карьер, названный по имени месторождения, Перевал выдал первые тонны сырья. Вместе с карьером был построен жилой массив на 1500 человек, состоящий из панельных многоквартирных домов.

Развивалась добыча слюды. Её использовали в различных отраслях промышленности, в том числе в радиотехнике и аэрокосмической. Для переработки слюды в Слюдянке организовали слюдяную фабрику. Добыча в послевоенное время велась полным ходом. Работало девять рудников. Выработанные штольни были брошены, началась добыча шахтным способом. В 1958 одну из шахт затопило. Были проведены беспрецедентные инженерные изыскания для отвода воды. Была создана выработка длиной пять километров для отводы подземный воды в Байкал. Однако добыча слюды была неожиданно прекращена в 1973. Необходимо было обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита, дабы оправдать инвестиции в проект.

После войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка - Большой Луг - Иркутск. Строительство было завершено к 1949. В этом же были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината). К 1960 участок Транссиба от Мариинска до Слюдянки был электрифицирован. В 1961 паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.

В 1975 добыча слюды была полностью прекращена. Необходимо было перепрофилировать рудоуправление для сохранения рабочих мест. Решено было добывать строительные материалы. Слюдянское рудоуправление вошло в состав промышленного объединения «Росмраморгранит» Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и начало добычу мрамора, гнейса и гранодиоритов на месторождениях «Буровщина» (в одноименном посёлке), «Динамитный» и «Орленок». При добыче были организованы камнеобрабатывающий цех и цех мозаичных плит. 30 % продукции отправлялось на экспорт из области, преимущественно в Москву и прочие города, где производились работы по облицовке станций метрополитенов. В 1985 рудоуправление выпустило 45 тысяч м² облицовочных и 50 тысяч м² мозаичных плит.

Современный период

С появлением РФ начинается упадок промышленности в городе. В результате приватизации Слюдянское рудоуправление в 1993 было преобразовано в АО «Байкальский мрамор», а затем оно распалось на различные АО, такие, как ОАО «Байкалпромкамень», ОАО «Байкальский камнеобрабатывающий завод», ОАО «Карьер Буровщина». В этом же Южно-Байкальский рыбоконсервный завод был приватизирован и назван АООТ «Южно-Байкальский рыбзавод и Ко».

В 1994 – 1995 жителей Слюдянки терроризировал серийный убийца Борис Богданов. Он был лесником, профессиональным охотником. он подстерегал своих жертв в лесу, обычно это были люди, собиравшие в лесу черемшу или грибы. По официальным данным, на счету преступника было пятнадцать жертв, по неофициальным (учитывая бомжей, живших в лесу) - 20 человек. Милиции не удавалось задержать садиста, так как он профессионально запутывал следы в лесу и обладал феноменальных чутьем, каждый раз уходя от погони в последний момент. Просчитался он 22 мая 1995 года. Дом, где он укрывался, был окружен. Один из оперативников, Александр Кутелев, при штурме дома, был застрелен маньяком. Когда Богданов понял, что ему не скрыться, то застрелился

В 1998 прекратил свое существование Южно-Байкальский рыбоконсервный завод. Его закрытие было связано с общим кризисом рыболовной отрасли в Иркутской области . Жесткая налоговая политика, а также серьёзная конкуренция со стороны дальневосточной рыбы подорвали развитие рыбоперерабатывающей отрасли в Слюдянке. Немаловажно и то, что на улов рыбы в Байкале негативное влияние оказывают сбросы воды из Байкала для увеличения выработки электроэнергии на ГЭС. Попытка реанимировать завод посредством переработки куриного и свиного мяса в полуфабрикаты не удалась.

В 2005 в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги была проведена реконструкция станции Слюдянка I. Была построена новая посадочная платформа (со стороны города). Главный перрон станции был выложен плиткой. Ремонт был сделан и в здании вокзала. Был изменен его внешний вид, в нём самом появилась выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам о КБЖД .

В 2011 Слюдянка отпраздновала 75-летие со дня получения статуса города. К этому юбилею в Слюдянке возобновилось строитель­ство жилья для слюдянцев. Для ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Федеральной программы по обеспечению их жильем строится жилой комплекс. Достраивается спортивно-оздоровительный комплекс. Были проведены масштабные работы по обустройству уличных спортивных сооружений города.

Городу, название которому дала слюда-флогопит, в наследство от рудоуправления достался чистейший, подземный, а потому стратегически безопасный, источник пресной воды. В 1956 году два горизонта четвёртой шахты по добыче флогопита залило водой из подземной реки. Бросать шахту никак нельзя - страна нуждается в стратегически важном сырье. Было принято решение - воду из горизонтов отвести. Как? Геологи разработали проект штольни, проходящей через весь город под землёй, по которой вода должна была уйти в Байкал. Длина этой штольни получилась 2800 метров. Воду поймали и спустили в озеро, горизонты доработали. А Слюдянка и поныне питается водой из этой штольни, которая стала новым руслом подземного родника.

Постановлением ВЦИК от 20 марта 1936 года рабочий посёлок Слюдянка Восточно-Сибирского края был преобразован в город районного значения. Возвращаясь на десятки лет назад Слюдянку можно было бы описать в виде двух городов: один на поверхности, другой - под землёй. Первый тянулся от прибрежной линии озера Байкал на юг, здесь строились 4-этажные благоустроенные дома, сметающие маленькие деревянные постройки горожан. Второй же город возник на южной окраине первого, в устье пади в 1927 году. Подземный город строился в глубину, в земные недра, вплоть до 1973 года. Этот невидимый город остался как памятник тем, кто трудился на благо отечества.

1. Ствол шахты. Внизу нас ожидает 6 горизонтов и около 150 метров в глубину.

С момента обнаружения култукскими охотниками первой пластинки слюды в горах Слюдянки до нашего времени прошло более трёхсот лет. Многие тысячелетия земля хранила в пластах своих горных пород редкий минерал, расщепляющийся на тончайшие полупрозрачные пластинки. Первые столичные геологи поднимались на склоны местных гор еще в начале XX века. Так они возвращались в Москву и Санкт-Петербург с небольшими шестигранными кристаллами. Когда началась революционная перестройка, в 1925 году Москва заключила с Англией торговый договор на поставку байкальской слюды с ещё по-настоящему неразведанного, неизученного месторождения. Но знания, вложения значительных денежных средств и упорный труд сделали своё дело - земля открыла свои драгоценные недра.

5. Горизонт 130 метров, глубина около 70 метров.

Первые попытки вести горные работы углубками по каждой отдельной жиле осложнились из-за отсутствия подъемных механизмов. Поэтому пришлось приступить к проходке штолен. По существующему рельефу это решение являлось самым разумным. Ситуация в стране не позволяла применить горную технику - бурильные молотки, компрессоры, металлические вагонетки, рельсы, трубы и многое другое оборудование и приспособления. Страна находилась в тяжёлом экономическом положении и так получилось, что рабочие есть, а всего остального нет. Но работу надо было выполнять и тяжёлым трудом горняки начали закладывать фундамент будущего подземного города. Его строительство длилось 47 лет...

В 1927 году был образован «Сибслюдтрест» - промышленное предприятие по добыче и переработке слюды. Опуская подробности этапа застоя переходим к этапу третьему. Начиная с лета 1939 года, после сокрушительного разрушения ИТР и рабочих Слюдянского рудоуправления в 1935-1938 годах, администрация треста приступила к решительной атаке в строительстве фундамента подземного города - глубинной разведке. Было увеличено и финансирования этого вида работ. После утверждения планов горных работ на Первом «Главном» руднике приступили к проходке шахт №2, 3, 4.

10. Рудокамера.

13. Шестой горизонт, 140-150 метров под землёй. Конец ствола шахты, здесь протекает подземная река. Вид на ствол шахты с горизонта.

14. Хорошо просматривается флогопитовая жила, зигзагом огибающая породу.

Шахта №4 проходилась на фланг продуктивного платса. Глубина её тогда была - 100 метров. были начаты работы на гор. 110 метров на сбойку с квершлагом №2 гор. 11 метров шахты №1. Во время войны производились только очистные работы по жилам, подготовленным к выемке, и перебирались отвалы прошлых лет. Только в конце сороковых годов удалось приступить к осуществлению глубинной разведки. Из ствола шахты №4 по простиранию пироксеново-амфиболовых гнейсов заложили три квершлага с интервалами между собой в 20 метров с горизонтом 130 и 110 метров. Квершлагам в северо-западном направлении присвоили номера 2, 4 и 6, в юго-западном - 1, 3, 5. Из передовых квершлагов через 150-160 метров рассекали полевые штреки, из которых проходили Скважины колонкового бурения (вид быстровращательного бурения, при котором разрушение породы происходит по кольцу, а не по всей площади забоя), как наиболее дешёвый вид работ, включились в схему выработок тяжелого типа.

При пересечении квершлагами кальцито-флогопитовых жил приступили к проходке штреков в юго-западном и северо-западном направлениях. В штреках с интервалами в 5 метров отбирались пробы. В пробу включался один взрыв, и порода выдавалась на поверхность, где производилась выборка слюды. После обработки пробы в ОТК (отдел технического контроля) полученные данные геологами заносились на графики. Это была объёмная работа, так как вскрытых жил по месторождению насчитывалось более двух тысяч. На основании полученных проб по каждой отдельной жиле производился подсчёт запасов.

17. Квершлаг со стоящими в ряд вагонетками. Всего цепочка составляет 24 вагонетки.

18. Ноги начинают увязать в речном иле, усыпанном пластинками слюды. Пластинки бросают блики, отражая свет фонаря и кажется, что ты заметил шекель, но это лишь обман зрения.

Весной 1947 года было принято решение изменить методику подсчёта запасов. После двухлетней работы Московская ГКЗ (государственная комиссия по запасам) утвердила запасы флогопита по Слюдянскому месторождению в 40 тысяч тонн. Госбанк увеличил ежегодное финансирование горному предприятию в 6-7 раз. Это поспособствовало успешной работе на рудниках. Первый рудник приступил к нарезке горизонтов из ствола шахты №4, осваивая глубину и разведывая юго-восточный фланг месторождения.

Если посмотреть с поверхности, то там, где лежит подземный город, кроме заросших лесом крутых склонов гор, вы ничего не увидите. Ваше внимание привлекут только узкие щели-карьеры на левом склоне пади в её устье. В сухом русле - огромная яма - карьер по жиле №6 и её соседок. Далее по водоразделу в пади сквозь поднявшийся густой щеткой ольховник виднеется карьер «Стрелка». И, наконец, за сопкой второго рудника - карьер, представленный бурыми биотитовыми гнейсами... Под землёй все выглядит иначе. Северо-западный фланг разведочных выработок примыкает к руслу реки Слюдянка, а юго-восточный граничит с подножьем хребта Становик. Расстояние это равно 3 км, ширина - 250-300 метров и высота в отдельных точках достигает 300-350 метров. Два составляющих объекта - Рудник №1 и Рудник №2 - являются основой для всего подземного города. Первый рудник разведан на 10 горизонтах, второй - на 11. Всё это сочетание горизонтов и основных связующих выработок можно было ранее проследить на составленной в рудоуправлении блок-диаграмме, которая, к сожалению, в настоящее время утеряна.

17 октября 1961 года Слюдянскому рудоуправлению было присвоено звание «Коллектива коммунистического труда». В шахте №4 на гор. 152 метра в жиле №64 при проходке подэтажного штрека бригада В.В. Вилкоить вскрыла кристалл флогопита, достигавший длинной оси размера 2,2 метра. Подготовительными работами гор. 89 метров шахты №4 в одной из слепых жил бригада М. Жабина вскрыла бочёнкообразные кристаллы флогопита величиной от 40 до 60 см в поперечнике.

22. Здесь шум реки достигает своего апогея. Пыль стоит столбом и крик товарища здесь уже слышно не будет.

23. Пройдя по штреку становится видно источник шума. Река водопадом обрушила с верхнего горизонта сотни литров грунтовых вод.

По мере развития системы подземных горных выработок на глубину впервые в 1939 году на руднике №1 обнаружили подземные воды в стволе шахты №2 на горизонте 42 метра. Организация водоотливной установки не принесло результатов. Прошло 17 лет и на горизонте 29 метров в 4 шахте в горных выработках появилась «вторая» вода, приток которой составил порядка 50-100 куб. м/час. Так же вода появилась и в шахте второго рудника.

25. Стрелка.

26. Первые залежи соседствующего с флогопитом минерала - апатита. В огромных кальцитовых глыбах видно его зелёные вкропления.

Было необходимо принимать меры. В шахте №4 установили водоотливную установку, обеспечивающую откачку воды. Затем приняли решение пройти дренажную выработку под горные выработки рудника №2. При подсчете варианта водоотлива через ствол шахты №4 ежегодная стоимость работ определялась в 150 тысяч рублей (без учёта увеличения притока воды) по мере развития системы роста горных выработок.

28. Бурильный молоток.

20 сентября 1956 года внесли в БРИЗ предложение по осушению поля нижних горизонтов рудников 1, 2, 4, 8 через водоотливную штольню намеченную от восточного ливневого железнодорожного моста до квершлага №1 горизонта +4 метра шахты №4, общей длиною 2675 погонных метров. в 1957 году составили сравнительный расчёт двух вариантов: Организации водоотлива по стволу шахты №4 с горизонтом +4 метра и проходки дренажной штольни от озера Байкал до ствола шахты №4. Основными недостатками при проведении таких работ были сложные условия проветривания очень длинной выработки и срок проведения работ (5,4 года). Было решено всё же откачивать воду. 1 сентября 1957 года начали бурить камеры для установки водоотливных насосов, а 18 сентября 1958 года произошёл прорыв трещиновых вод в подготавливаемые камеры. Вариант откачки воды через ствол шахты отпал.

Байкальская штольня... Понадобилось три года хождения по всем инстанциям, чтобы доказать необходимость её прохождения. 19 ноября 1962 года бригада А.М. Пестова впервые приступила к выполнению столь значительной по протяженности и сложности проходки горной выработки. С самого начала продвижение штольни «Байкальская» шло довольно успешно. Расстояние в 1200 метров забой достиг за полтора года. В отдельные месяца штольня продвигалась со скоростью 100-200 метров. По достижении 1200 метров из вскрытой зияющей трещины хлынула вода. Чтобы избежать подобных инцидентов бурились скважины колонкового бурения, что сильно замедляло процесс прохождения штольни. Уровень воды всё поднимался, что затрудняло движение откаточных составов гружённых породой. Казалось, что электровоз, сверкая огнями плывёт, а не катится на своих небольших колёсах.

31. Состав из уже 25 вагонеток.

32. Породопогрузочная вагонетка.

При достижении 2850-метрового расстояния приток воды на забое резко увеличился. Но зато в шахте №4 уровень понизился на 25 метров, тем самым освободив от воды горизонт +29 метров со всем затопленным оборудованием. И сразу же появилась возможность приступить к разведочным и эксплуатационным работам, прекращенным 5 лет тому назад.

Последним этапом было прохождение встречного полевого штрека длиною 300 метров из четвёртой шахты на горизонте +49 метров. Его соединили стволом слепой шахты с Байкальской штольней. Это срочное задание выполнили за 6 месяцев. Байкальскую штольню запитали сжатым воздухом, электроэнергией, обеспечили подъем горной массы через ствол шахты №4. Образовалась естественная тяга воздушной струи по сбитым со штольней горным выработкам. До сбойки с рудничным двором шахты №4 на горизонте +4 метра осталось всего 250 погонных метров.

40. Электровоз.

43. Некоторые вагонетки ещё можно толкать по рельсам.

44. Мы приблизились в стволу ещё одной шахты, по структуре постройки очень напоминающий ствол шахты «Центральная». Возможно это она и есть и они соединяются на этом горизонте.

47. От слепого ствола возвращаемся в рудную камеру.

48. Огромная апатитовая жила. Апатит является одним из наиболее распространённых минералов в Слюдянском районе. В качестве минерала-примеси он встречается во всех породах и минеральных месторождениях. Наиболее значительные скопления апатита связаны с кварцево-диопсидовыми породами, в которых он иногда вытесняет диопсид.

50. Следы последних посетителей.

51. Мы вернулись к стволу шахты и пошли по горизонту в сторону Байкала, куда уходит река. Но к нашему удивлению река ушла в грунт, а квершлаги здесь покрылись льдом.

56. Очень узкий и сырой штрек непонятного назначения.

58. На этом наше подземное путешевствие подходит к концу.

59. А де-то наверху, на берегу озера Байкал, за железной зелёной дверью слышен шум реки.

60. За чертой небольшого городка она нашла силы пробиться из под земли наружу, сквозь грунт и камень.

61. Городу, название которому дала слюда-флогопит, в наследство от рудоуправления достался чистейший, подземный, а потому стратегически безопасный, источник пресной воды. Два горизонта четвёртой шахты залило водой из подземной реки. Бросать шахту никак нельзя - страна нуждается в стратегически важном сырье. Как отвести с горизонтов воду? Геологи разработали проект штольни длиной 3200 метров, по которой вода должна была уйти в Байкал. Реально длина штольни получилась 2800 метров, пройденных в 1970 году. Воду поймали и спустили в озеро, горизонты доработали. А Слюдянка и поныне питается водой из этой штольни, которая стала новым руслом подземного родника.

62. Сквозь горизонты, сквозь пот и кровь слюдянских шахтёров, сквозь года работы. И имя ей - штольня «Байкальская».

Силантьев В. П. Слюдянцы в тылу и на фронте

Слюдянка, 2000

Глава 1. Слюдянский район накануне Великой Отечественной войны Глава 2. Первая женская паровозная бригада Глава 3. Предприятия Слюдянского района (на 1941 год) Глава 4. Мастер больших скоростей Глава 5. Первые дни войны Глава 6. Доблестный труд Глава 7. Слюдянский госпиталь Глава 8. Японские военнопленные в Слюдянке Глава 9. Сражались за Родину Глава 10. Наши Звезды золотые Глава 11. Братья по оружию Глава 12. Награда ждет героя Глава 13. Брестский Краснознаменный... Глава 14. Герои войны Глава 15. Дорога к Победе Глава 16. Песня родилась в Слюдянке Глава 17. В войне с Японией Глава 18. Живые, встаньте!

Глава 1.

Слюдянский район накануне Великой Отечественной войны

Что из себя представлял Слюдянский район накануне Великой Отечественной войны? Слюдянский район образован в 1930 году согласно постановлению ВЦИКа. В него вошли Култукская, Лиственичная и Муринская волости. Вскоре волости как административные единицы были упразднены и образованы сельсоветы и Слюдянский поселковый Совет. Слюдянка своим именем обязана богатейшим запасам слюды-флогопита, месторождение которой в бассейне одноименной реки обнаружено было русскими землепроходцами еще в 17-м веке. С проведением железной дороги она стала не только центром добычи уникальной слюды, но и крупным железнодорожным поселком, а затем и городом. В 1934 году с. Лиственичное преобразовано в рабочий поселок. В 1935 году из состава Иркутского района в Слюдянский район были включены Б. Голоустинский и М. Голоустинский сельсоветы. В 1936 году рабочий поселок Слюдянка был преобразован в город, а село Култук – в рабочий поселок. Это территориально-административное деление просуществовало более тридцати лет, вплоть до 1963 года. Район, прорезанный железнодорожной магистралью, напоминал стальную подкову, обрамленную зеленой тайгой и белеющими горными вершинами, и обхватывал прибрежную полосу всего Южного Байкала от реки Снежной до бухты Песчаной, включая в себя, естественно, исток Ангары, и по Тункинской долине казачье село Тибельти. Согласно официальным данным на 1 января 1939 года в районе проживало 25343 человека, в том числе в Слюдянке - 12231, на территории Лиственичного поссовета - 4814, Култукского - 5015, Маритуйского сельсовета – 1075, Утуликского – 1316, Тибельтинского - 564, Б. Голоустинского - 927, М. Голоустинского - 401.
30-е годы – период стахановского движения. На железнодорожном транспорте это движение возглавил машинист паровозного депо Славянск Петр Кривонос. Летом 1935 года он провел тяжеловесный состав с рекордной по тем временам скоростью. Методы работы Петра Кривоноса широко внедрялись на Восточно-Сибирской железной дороге, в том числе и в паровозном депо ст. Слюдянка. Одним из последователей Кривоноса среди слюдянцев был машинист Борис Николаевич Буйвит. Своим бережным отношением к технике он увеличил пробег паровоза между подъемочными ремонтами, и в 1936 году довел этот пробег до 100 тысяч километров. По тем временам это был рекорд. В мае 1936 года Борис Николаевич в числе большой группы железнодорожников Восточно-Сибирской дороги был на совещании в Москве. В Кремле сибиряков встретил Михаил Иванович Калинин. Один из участников этой встречи, слюдянец Константин Антонович Циммерман (в Москве был награжден орденом «Знак Почета») вспоминает, что Калинин с особым интересом расспрашивал о работе сибирских железнодорожников, а по окончании совещания вместе с ними сфотографировался (фотография не найдена). Там, в Кремле, Буйвиту был вручен орден Ленина. Он стал первым кавалером этого почетного ордена среди слюдянцев. В ответ на высшую награду Родины Буйвит взял обязательство довести пробег своего паровоза между обточками бандажей до 120 тысяч километров. Норма по дороге существовала в то время 40 тысяч. Буйвит и его напарники-машинисты Николай Авцин и Николай Охотин внимательно ухаживали за паровозом, не допускали лишнего буксования, ослабления рессор и т.д. В декабре 1936 года они повели из Петровского Завода до Тайшета порожняк, пробег паровоза достиг 90 тыс. км. Но паровоз еще был в хорошем состоянии, и тогда они решили ехать на нем по незнакомому профилю. Машина выдержала и это испытание. Машинисты поставили задачу довести прибег до 120 тысяч километров. 10 апреля 1937 года обязательства были выполнены. На фотографии, которую прислал Буйвит в музей истории Слюдянского локомотивного депо, запечатлен паровоз ЭМ № 740-47, вышедший из подъемочного ремонта после 120-километрового пробега без обточки бандажей. Около паровоза - Буйвит с орденом Ленина на груди, начальник депо И. А. Вертячих, преподаватель ФЗУ А, И. Климов, машинисты Н. Охотин, Н. Авцин, помощники машинистов Ершов и Н. Шейко. В годы Великой Отечественной войны Борис Николаевич Буйвит возглавил коллектив депо. В последующие годы, до ухода на пенсию, он работал в Иркутском отделении дороги, был удостоен второго ордена Ленина, ордена «Знак Почета», ему дважды присвоено звание «Почетный железнодорожник».
1930-1940 годы характеризуются дальнейшим ростом добычи слюды, внедрением в производство механизмов, развитием социалистического соревнования. Хорошо зарекомендовали себя бригады горняков, руководимые Г. И. Блюмовым, Г. А. Филимоновым, С. С. Тумановым и др. В 1933 году построена электростанция (ныне одно из зданий «Химреактива»), развернулась эксплуатация знаменитой жилы № 6 (за все время взято 50 тысяч тонн слюды). В 1937 году вступила в строй шахта № 4. Развернулось в этот период среди горняков и стахановское движение. Последователями Алексея Стаханова были шахтеры С. И. Туманов, Ф. И. Чупин, Г. И. Блюмов, Г. А. Тюмин. С. Незамеев, Г. Н. Филимонов, Д. Я. Пинигин, В. А. Деженков и др. Бурильщик Деженков 11 января 1940 года обурил вместо одного забоя пять, выполнив норму выработки на 571 процент, доведя время производительной работы до 87 процентов. Знатный стахановец, геройски погиб в одном из боев с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Он навечно был зачислен в списки коллектива Слюдянского рудоуправления. В 1939 году на предприятии работало 533 человека. Добыча слюды характеризуется следующими данными: в 1933 году было добыто 2630 тонн слюды, 1934 г. - 2526, 1935 г. – 4843, 1936 г. - 6934, 1937 г. - 5873, 1938 г. - 6200 тонн.
В конце 1939 года для снабжения бутовым камнем предприятий и строек ВСЖД в Слюдянском районе был открыт карьер, на котором работало 75 человек. Около 160 старателей насчитывалось на приисках «Байкалзолото» (Б. Коты). Для Улан-Удэнского ПВРЗ и Иркутского завода им. Куйбышева проводилась добыча кварцевого песка в Харгино. Здесь в летний период функционировал карьер, на котором работали от 46 до 85 человек. Осенью и в зимний период в Култуке работал убойный пункт Иркутского мясокомбината. Численность рабочих комбината составляла от 156 до 408 человек. Около 600 рабочих работало на Лиственичной судоверфи им. Ярославского. Производилось строительство новых судов, а также капитальный, средний и текущий ремонт судов порта Байкал. Непосредственно в порту Байкал трудилось 330 человек. В Култуке существовал «Совмонгтувторг», в котором работало 320 человек. Данное предприятие занималось перевозкой импортно-экспортных грузов. В 1939 году здесь имелось 40 автомашин. В январе 1940 г. был организован Слюдянский райпищепромкомбинат. Первоначально было налажено кондитерское производство (пряники, сушки). Кроме этого, производилась переработка рыбы (копчение, соление), плодоовощей и дикорастущих ягод. В 1940 году планировалось произвести 72 тонны кондитерских изделий, переработать 27,5 тонны рыбы и 50 тонн ягод и плодоовощей.

Было в районе и сельское хозяйство. Две первые коммуны, в которых насчитывалось 424 человека, в Слюдянском районе появились в 1931 году. Вскоре было организовано еще шесть сельхозартелей, объединившие 822 человека. Однако количество единоличных хозяйств, в которых насчитывалось 10295 крестьян, к концу 1931 года было еще большим – 1465. В единоличных хозяйствах было 44,9 процента имеющихся в районе лошадей, 94,7 – быков, 64 - коров, 67 - овец и коз, 15,1 – свиней. Кроме того, единоличные хозяйства имели значительные земли под посевы овса, пшеницы, озимой ржи и посадку картофеля. На 1 мая 1939 года в Слюдянском районе насчитывалось 6 колхозов. Коллективизацией было охвачено 84,7 процента хозяйств. Обработка земель производилась только конной тягой. Если в 1938 году в колхозах района насчитывалось 141 тяговая лошадь, то в 1939 г. - 216. Под зерновые и бобовые культуры у колхозов в 1937 году было 442 га, посевных площадей, в 1938 - 507, 1939 - 573. Озимой рожью и пшеницей в 1937 году засеивали 30 га., в 1938 - 55 и в 1939 году - 93 га. На 1 января 1940 года по Слюдянскому району по всем категориям хозяйств насчитывалось 977 лошадей, 2829 голов крупного рогатого скота, из них 1543 коровы.

Глава 2.

Первая женская паровозная бригада


Вспомните песню 30-х годов «Если завтра война, если завтра в поход...». Действительно, люди чувствовали приближение военной грозы. Руководство страны предпринимало широкомасштабные мероприятия по подготовке трудовых резервов. По всей стране открывались Технические училища и ФЗО, женщины осваивали мужские профессии.
В Слюдянке так же были открыты ФЗО и училища на железнодорожном узле и на руднике. В паровозном депо Слюдянка появилась первая на Восточно-Сибирской железной дороге женская паровозная бригада. Валентина Петровна Григорьева вспоминает:
«Меня пригласили в политотдел на беседу к Анне Никитичне Климец. Разговор она начала о моем удостоверении на право вождения паровоза. Я оказалась на Восточно-Сибирской единственной женщиной, имеющей права машиниста. На четвертом курсе я была, когда услышали мы, девчата, призыв москвички Зинаиды Троицкой к женщинам и девушкам пойти работать на паровозы. Из нашего выпуска нашлось добровольцев шесть человек. На производственной практике мы попросили назначить нас помощниками машинистов. В локомотивном депо Лиски Юго-Восточной железной дороги я попала на тяжелый паровоз «ФД». За время практики успела наездить необходимое количество километров - двенадцать тысяч, чтобы получить права на управление паровозом. Совершила и пробную поездку. Экзамены нужно было сдавать в управления дороги, к ним подготовилась я одна. Из стен института вышла инженером и машинистом паровоза. Теперь Анна Никитична Климец предлагала мне возглавить женскую бригаду в депо Слюдянка. «Надо доказать, что мужская работа по плечу и нам, женщинам», - убеждала она. Я не возражала, мне хотелось повторить подвиг Зинаиды Троицкой. В феврале 1940 г. я обратилась с заявлением к начальнику службы откомандировать меня в паровозное депо Слюдянка на должность машиниста для организации женской паровозной бригады. В этом же месяце мы приняли паровоз серии «ЭМ». Помощником машиниста была назначена Лида Мальцева - молодая девушка, но уже имевшая опыт работы на паровозе. Лида выделялась среди нас высоким ростом и физической выносливостью. Кочегаром заступила Шура Ляпченко, пухленькая, низенькая, как колобок. Наш первый поезд был грузовой, Нам предстояло доставить его из Слюдянки до станции Мысовая. В пути были более десяти часов. Вообще в то время поездки длились от восьми до восемнадцати часов. За это время приходилось перебросать лопатой от двадцати до двадцати восьми тони угля из тендера в топку. Еще шлака сколько выгрузишь из топки! Особенно тяжело было Шуре Ляпченко. Шуровать топку ей было трудно. Кроме того, она обязана была обеспечить паровоз смазочными и обтирочными материалами. Лида Мальцева, кроме отопления, должна была своевременно смазывать трущиеся детали, чистить паровоз. На совести машиниста был контроль за состоянием локомотива, крепления всех его узлов. И конечно, управление паровозом, безопасность движения, руководство бригадой. И первый поезд мы провели благополучно, и второй, и третий... На доске показателей, в которой отражались результаты каждой поездки, из 20-25 паровозных бригад наша всегда оказывалась в первой пятерке. За высокие результаты нас награждали денежными премиями, ценными подарками и почетными грамотами... Иркутская студия кинохроники запечатлела работу нашей бригады на пленку, и этот документальный фильм демонстрировался в различных краях нашей страны...»

Глава 3.

Предприятия Слюдянского района (на 1941 год)


1. Слюдянское рудоуправление 2. Артель инвалидов. 3. Райздрав 4. Районо 5. Клуб транспортников 6. Промартель «Забайкалец» 7. Артель «Авангард» 8. Ироблторг 9. Райпищекомбинат 10. Райтрансторгпит 11. Райсвязь 12. Нарсуд и прокуратура 13. Горсовет 14. Райлесхоз 15. Гослесхоз 16. Станция Слюдянка 17. Вагонно-ремонтный пункт 18. Кондукторский резерв 19. Депо ст. Слюдянка 20. Материальный склад 21. Угольный склад 22. Лесоторговый склад 23. Каменный карьер 24. 10-я дистанция пути 25. 4-я дистанция связи 26. «Совмонггувторг» (Култук) 27. Скот-импорт 28. Мясокомбинат 29. 9-я дистанция пути (Маритуй) 30. Порт Байкал (ст. Байкал) 31. Судоверфь им. Ярославского (Листвянка) 32. Водторгпит 33. Академия наук

Одним теплым осенним днем я решил отправится на поиски одного карьера. Я рассчитывал найти пару небольших штолен, когда наткнулся на небольшой отворот с тропы, уходящий в чащу. То, что я увидел было для меня большим сюрпризом...

1. Горы под безоблачным небом были покрыты разноцветными елями, украшавшими здешние места в этот сезон. Утро переходит в обед и солнце начинает припекать, в рабочей одежде становится жарковато. По дороге, изъезженной огромными машинами рассыпаются отвалы старых выработок.

2. Вдоль дороги стоят старые бункера под загрузку машин, которые сейчас не используются.

3. Ничем не приметная тропинка отводит нас в сторону от основного пути. Там наверняка должно что-то быть - подумал я. И оказался прав. Вход, пробитый камнеискателями чуть выше забетонированного входа. Здесь нужно достать фонари и прочее снаряжение первой необходимости, заходим внутрь.

4. Тележка у входа, слегка приросшая к земле, на ней вывозили руду или просто мешки с камешками, которые здесь всё ещё можно добыть. Судя по её виду ей давненько не пользовались и не удивительно - впереди в двухстах метрах обвал.

5. Как выясняется позже - мы в руднике №1. Он получил местное название «Главный». Как указано в книге про здешние месторождения: между его крайними выработками расстояние достигает 500 метров, при средней ширине производственной полосы в 60 метров, расширяющейся местами до 120 метров. Жилы вскрытые эрозией, лежат в пределах горизонта от 130 (подошва склона) до 200 метров.

6. Первые ответвления от штольни небольшой длины, соединяясь по диагонали образуют собой треугольник. Одна его сторона напоминает ангар, в нем по-видимому стоял генератор, о чем свидетельствует уцелевшая табличка, так же здесь была подсобка и видимо хранилось какое-то оборудование и ящики с песком. В полу железные прямоугольные канавы.

7. Пути штольни начинают расходиться, образуя комплекс ходов. Пока что мы придерживаемся прямого направления, я же попутно составляю карту. Пока мы не знаем, что будем выходить обратно уже с других направлений. Блуждая по руднику мы натоптали множество кругов в свежей незасыхающей глине. И чтобы не забыть где какой поворот, я даю им рабочие названия - альфа, бета, гамма...

8. Вернёмся к истории: Первые разработки слюды на реке Слюдянке относятся ко второй половине 18 века, а если быть точным - 1726 год, который считается годом начала этих разработок. В 1785 году Эрик Лаксман (геолог, минералог, зоолог, палеонтолог, химик, общественный деятель, академик Петербургской академии и член Стокгольмской академии) описал мощные жилы с чёрной слюдой, полевым шпатом и зелёным шерлом в кристаллах до 5 футов длины и 15 дюймов в диаметре.

9. Официально первым открывшим рудник №1 считается крестьянин М.И.Якунин, было это в 1912 году. С 1912 по 1915 год Якунином было добыто около 20 тонн очищенной слюды. В 1917 году, в связи с начавшейся гражданской войной, добыча слюды на южном берегу Байкала была прекращена - шахтеры покинули свои рудники. В этот период все рудники, включая первый, находились на консервации, а добытая слюда была увезена японскими оккупантами.

10. А вот и завал, самое неудобное место прохождения, через него приходится перелезать ползком и поочередно перетаскивать вещи. Если бы не он - можно было бы вообще не пачкая одежду разгуливать здесь в полный рост, однако скорее всего именно эта нора повлияла на сохранность остатков металлических конструкций и оборудования, за которым сюда приходят охотники за чёрным металлом.

14. Центральная камера. Здесь пути расходятся в четыре стороны, если считать что мы пришли снизу, то слева будут два семидесяти и восьмидесяти-метровых квершлага, соединенных между собой, впереди штольня закончится через 37 метров, а направо нам предстоит идти дальше.

15. Если забежать немного вперёд - в 2013 год, то в руднике мы встетили геологов. Они же в свою очередь поделились с нами грамотно составленной картой, которую я использовал как основу для составления предыдущих карт. Штольня основного входа в рудник достигает длины 475 метров, от неё квершлаги уходят в разных направлениях. Своды на участке слепой шахты «Центральная» укреплены бетоном, а не деревянными крепями, в этом блоке находится моторная, где расположена лебёдка, спускающая лифт в шахту, глубиной около 150 метров.

16. Летом 1923 года геологические исследования в районе Слюдянки по поручению Геологического комитета (город Петроград) проводит С.С.Смирнов, а работы возобновились в 1924 году Андриевским. Затем в 1926 году часть рудника была передана Институту прикладной минералогии. С организацией в 1927 году «Сибслюдтреста» все месторождения были переданы в его ведение. В 1928 году по распоряжению Сибирского краевого Совета народного хозяйства «Сибслюдтрест» переводится в город Иркутск. А с 1 апреля 1929 года в Слюдянке образуется отдельное самостоятельное предприятие по добыче флогопита - Слюдянское рудоуправление.

17. Свернув в нужном направлении сразу видим небольшой рудоспуск.

18. Впереди ещё две больших расщелины, преодолевающие наш горизонт вверх и вниз, видимо это выработанная рудная камера.

19. Вторая камера. Намечается ясная тенденция к погружению месторождения на более глубокие горизонты. Погружение имеет слегка ступенчатый характер, что связано, очевидно, с тектоническими особенностями этого участка.

20. А впереди крепи уже начинают ломаться и обваливаться, более того под ними начинают проходить канавы, поэтому идти по скользким гнилым бревнам не очень комфортно.

21. Дойдя до металлических дверей попадаем в узкий коридор. Лежат остатки какого-то оборудования. Стены и потолок здесь покрыты бетоном, мы входим в центральный комплекс помещений.

23. Бетонные своды то появляются, то пропадают, однако имеют свои четкие границы.

Первая пятилетка (1929-1930): Последовательно осуществляя ленинский план строительства социализма, Коммунистическая партия проводит работу по подготовке «наступления социализма по всему фронту». Важным этапом в этом стала XVI Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся в апреле 1929 года, которая обсудила и одобрила первый пятилетний план. После образования 1 апреля Слюдянскго рудоуправления происходят значительные изменения в коллективе добытчиков слюды на протяжении этих двух лет: начинается механизация бурения путем установки компрессорного парка и внедрения пневматических бурильных машин, внедряются нормы выработки, обеспечивается плановость добычи.

24. Слепая шахта. К такому я не был готов. Старый лифт все еще стоит на своем месте. Дна шахты не видно.

Шахтеры спускались на глубину 129 метров, до уровня озера Байкал оставалось 4 метра. Работали по 8 часов. За смену вырубали породу, которая вычислялась пройденными метрами. Руду поднимали вверх лебёдками, позже электрическими подъёмниками. На рудоразборке выбирали слюду по 8 часов, то есть всю смену. Спускались в шахту по лесенке из 500 ступенек. Рабочих подвозили на бортовой машине до рудника №2, а на рудник № 1 ходили пешком. Среди рабочих были и женщины: «Мы не унывали, не хныкали, а в трудные минуты помогали друг другу, пели песни».

25. Свет падает со стороны лифта, а справа - вход в моторную.

27. Вот оно, пожалуй самое монументальное здесь место - Моторная.

28. Огромная покосившаяся лебедка, панель управления, комнатка электро-щитовой.

29. Диаметр лебёдки - 2 метра.

30. А здесь проходил трос к шкивам лифтовой установки.

31. Мы прямо над шахтой. Интересно то, что ходы здесь были пройдены не параллельно и под прямым углом, углы развилок острые и ветки направлены друг к другу диагонально «стрелкой >». Поэтому комнатка, где расположились эти два колеса идёт ромбом по отношению к лифту, это видно и при составлении карты и через отверстие для троса в полу. Диаметр шкивов так же 2 метра.

32. Удаляясь от этой местности можно наткнуться на участок с сохранившимися вагонетками.

35. К настоящему времени в пределах рудника №1 констатировано свыше 50 флогопитовых жил, большинство из них выработано, многие, в особенности старые, заброшены и завалены. Наиболее частые и постоянные компоненты жил: диопсид, скаполит, флогопит, кальцит и апатит. Имеется много вторичного кальцита, совершенно прозрачного, в виде щёток и отдельных кристаллов скаленоэдрической формы. Он выполняет трещины и пустотки среди жёлтого кальцита более ранней генерации. Кристаллы диопсида и скаполита достигают размеров 15-20 сантиметров. Флогопит иногда концентрируется в расширенных частях жил, образуя мощные скопления, вытесняя нацело другие компоненты. Больше всего концентрируется вдоль диопсид-скаполитовых зальбандов, обычно в крупных бочёнкообразных кристаллах.

36. Центральная часть жил, как правило, выполняется крупнокристаллическим кальцитом розового и жёлтого цвета. Кальцит выполняет свободные участки между кристаллами и нередко содержит крупные (до 10 см, а иногда до 50 см и более) кристаллы апатита голубого и небесного цвета. Апатит как бы плавает среди кальцита. Кристаллы диопсида (байкалита) иногда достигают 10-15 см по длинной оси, прорастая друг в друга. Есть сломанные кристаллы скаполита, сцементированные по трещинам в разломе кальцитом.

37. Дальше квершлаги идут кольцами с большим количеством маленьких штреков. Два напрвления затоплены водой и их изучение пока не дается возможным, поэтому дальнейшее изучение рудника мы продолжим позже. Закрылось Рудоуправление в 1973 году, после чего рудники были заброшены, а большинство шахтеров отправились работать на предприятие «Байкальский мрамор», организованном на месте Рудоуправления. Однако рудники до сих пор посещают коллекционеры, геологи и просто охотники за камнем - хитники.

На изучение Рудника у меня ушло три дня и одна ночь. Некоторые участки еще не изучены, не изучена и шахта, в которой может таиться ещё один такой же комплекс ходов, а может быть и ещё больше. Поэтому изучение продолжается. За сим откланяюсь. Всем спасибо за внимание!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении