Портал садовода - Fiora24

Мировоззрение жана бодена. Теория государственного суверенитета

Доказав, что государство - это политическое объединение, имеющее независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. В то же время суверен связан законами божественными и естественными, едиными у всех народов. Значит, хорош лишь тот монарх, который сознательно избирает путь подражания Богу. Суверенная власть едина и неделима, её решения обязательны для всех, поэтому самая оптимальная форма правления по Бодену - абсолютная монархия .

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства. В зависимости от принадлежности суверенитета Боден определял три формы государства: монархия, аристократия , демократия . Последняя, по Бодену, ведёт к нестабильности. Давать власть народу опасно, считал он, ибо толпа завидует уму, знатности и богатству. Демократия - господство черни и её демагогов , при ней неизбежны раздоры и войны. Аристократию он считал прочнее, поскольку власть находится в руках достойного меньшинства, но государство это также неустойчиво ввиду постоянного соперничества.

«Демономания колдунов»

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI в., и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников. написав об этом два смелых произведения. Первое - «Демономания колдунов » (1580) - отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена - «Гептапломерес » (или «Разговор семи участников») - самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников - представителей разных конфессий . В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог - безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, - гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

С середины XX века популярен среди фанатов футбольного клуба «Тулуза» , которые считают себя его последовательными сторонниками, скандируют его имя и в день его рождения вывешивают плакат размером 25x50 метров с репродукцией его портрета, написанного неизвестным художником и надписью «Жан Боден и ТУЛУЗА - на века!»

Биография

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней. Но, так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть. Известность приходит к мыслителю в 1566 году, после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод легкого постижения истории»; в русском переводе - «Метод легкого изучения истории» - М., 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года. Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six». В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лиона (Лана - в источниках разночтения), причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато осудил нескольких женщин на сожжение за колдовство. От чумы, глубоким по тем временам стариком, он умер в Лане (Лионе - в источниках разночтения) в 1596 году.

Произведения

Боден написал несколько книг, но Инквизиция запретила большинство из них из-за демонстративных симпатий автора к кальвинистским теориям и кальвинистам, которых во Франции называли гугенотами и против которых боролась католическая церковь.

  • «Метод лёгкого постижения истории» («Метод, облегчающий познание истории»)( , на латыни). (La Méthode pour étudier l’Histoire ). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» (М., Изд-во «Наука») вышел русский перевод этой книги, сделанный М. Бобковой на основе английского перевода K.D.McRae, под названием «Метод легкого изучения истории».
  • «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа…» (). (Paradoxes de M. de Malestroit touchant le fait des monnaies et l’enrichissement de toutes choses ) - работа по экономике, посвященная проблеме инфляции, вызванной резким увеличением находящегося в обороте золота и серебра, привозимого из Нового Света, где Боден формулирует количественную теорию денег.
  • «Шесть книг о республике» (в 6-ти книгах, Париж , ). (Les six livres de la République ). В 1586 году автор сам переводит ее на латинский язык в несколько измененном виде.
  • «Демономания колдунов» ( , на французском). (La Démonomanie des Sorciers ). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.
  • «Heptaplomeres sine colloquium de rerum sublimum areanis abditis» (1581 г.) («Разговор в семи ролях о секретах высших истин») - эта книга представляет собой спор представителей 7 разных религий о преимуществах каждой из них.
  • Amphithéâtre de la nature (1595) .
  • Universae naturae theatrum (1596) (по некоторым источникам, она опубликована в 1590 году) - («Всеобъемлющий театр природы») - работа по естественно-научным вопросам.

Литература

  • Боден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жан Боден" в других словарях:

    - (1530 1596 гг.) политический мыслитель, философ Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении. Поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Жан Боден Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже 1596, Лан) французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из за… … Википедия

    Жан Боден Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже 1596, Лан) французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из за… … Википедия

    Боден Жан - Жан Боден и абсолютизм власти Государства Жан Боден(1529/30 1596) в своих Шести книгах о республике был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Государству необходима сильная власть, которая бы объединила… … Западная философия от истоков до наших дней

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боден. Жан Боден Jean Bodin Жан Боден Дата рождения: 1529 или 1530 Место рождения … Википедия

    - (Bodin), Жан (1530 96) франц. политич. мыслитель, правовед и гос. деятель. В соч. Метод легкого изучения истории (Methodus ad facilem historiarum cognitionem , 1566) сформулировал свой взгляд на общество как на сумму кровно хоз. союзов семей. По … Советская историческая энциклопедия

    - (Bodin) Жан (1530, Анже, 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения… … Философская энциклопедия

    Боден: топоним Боден коммуна в Германии, в земле Рейнланд Пфальц. фамилия Боден, Жан (1529 или 1530 1596) французский политик, философ, правовед. Боден, Жан Батист (1811 1851) французский политик. (cм. Боден//ЭНЭ, fr:Jean Baptiste… … Википедия

    - (1530 1596) французский политический мыслитель и правовед. В работах «Метод легкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных… … Политология. Словарь.

Книги

  • Метод легкого чтения истории. В 3-х томах. Том 1: Что есть исторический жанр , Боден Жан , Настоящей книгой мы открываем публикацию полного научного издания на русском языке одного из главных произведений выдающегося мыслителя эпохи Возрождения Жана Бодена&171;Метод легкого чтения… Категория: Философия и психология Издатель: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) , Производитель:

Жан Боден (1530–1596) – французский политик, философ, экономист, правовед, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Родился в семье мастера портновского цеха города Анжер (Франция). Интеллектуальное формирование Жана Бодена прошло в кармелитском монастыре, в университетах Анжера, Парижа и Тулузы. В Тулузе Боден получил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. В 1561 г. Боден переехал в Париж, где занялся адвокатской практикой. В 1568 г. был избран депутатом Генеральных штатов. В 1572 г. Боден, заподозренный в кальвинизме, едва не пострадал во время Варфоломеевской ночи. Это событие во многом определило воззрения мыслителя. Для Франции XVI в. проблема религиозной нетерпимости была судьбоносной. Идейно-религиозная борьба разделила общество на два враждующих лагеря. Боден был уверен, что в вопросах религии и веры нельзя полагаться на силу, в том числе на силу власти, поскольку "чем больше подвергается насилию воля людей, тем более она неуступчива". Требования полного и немедленного запрещения реформистских течений он считал недопустимым и поэтому предложил выпустить королевский эдикт о веротерпимости. Только провозглашение принципа свободы вероисповедания, по Бодену, способно было утихомирить религиозные страсти, прекратить ожесточенную борьбу религиозных группировок, расшатывающих устои государства и власти. В 1576 г. Боден стал королевским прокурором в г. Лане. В этом же году он представлял третье сословие на Генеральных штатах.

С 1580 по 1583 г. находился на службе у герцога Анжуйского Франциска. В 1580 г. сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Королева высоко оценила ум и остроумие Бодена. Здесь его всегда были рады видеть, несмотря на сложные отношения двух держав. В 1584 г. Боден вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора, затем стал мэром этого города, в котором жил до конца жизни. В 1596 г. умер от чумы.

К числу основных произведений Бодена относятся "Метод легкого познания истории" (1566); "Шесть книг о государстве" (1576).

Книга "Метод легкого познания истории " стала первым знаменитым произведением мыслителя. Она поделена на 10 глав, пять из которых посвящены предмету истории: устройству, частям, ее оценке и т.д. Остальные главы исследуют такие вопросы, как формы управления государствами, теории "золотого века" и четырех монархий, систему универсального времени и происхождение народов. В "Методе легкого познания истории" впервые излагаются политические идеи мыслителя. Здесь он говорит о гражданине, суверенной власти, формах государств. Ж. Боден отдает предпочтение монархической форме правления или, как он ее называет, "королевской монархии". Основная идея "Метода" заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно Боден в своей работе часто цитирует Платона. Боден не только обусловливает особенности пародов климатическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о влиянии этих факторов на социально-политическое устройство государств, находящихся в различных точках Земного шара. Уже в этом произведении более всего Бодена занимают способы организации государства. Он считал, что самое сильное государство образуют жители севера. По оно менее устойчиво, чем государство средней зоны, ибо государство средней зоны – есть государство разума, его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл, а люди ленивы и пассивны. Географический детерминизм Ж. Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей, особенно на формирование взглядов Ш. Монтескье.

Главным произведением Бодена считается "Шесть книг о государстве ". После перевода в 1580 г. на латынь оно стало чрезвычайно популярно во всей Европе. В конце XVI – начале XVII вв. работа появилась на итальянском, испанском, немецком и английском языках. "Шесть книг о государстве" не переводились на русский язык. Существуют лишь несколько фрагментов в переводе Н. А. Хачатурян в издании "Антология мировой правовой мысли" .

В своем главном труде Жан Боден ссылается на исторические источники, на работы Платона, Ксенофонта, Цицерона, Макиавелли, Мора. Он использовал античные и особенно средневековые работы по толкованию римского права.

Структурно "Шесть книг о государстве" подразделяются на шесть отдельных книг. В первой книге Боден дает определение семьи, домохозяйства, из которого в конечном счете вырастает, по его мнению, любое государство. Затем он характеризует суверенитет. Вторая книга затрагивает проблему монархий и описывает три ее вида. В третьей книге Боден говорит о "Сенате и его власти", о "корпорациях, коллегиях, штатах и обществах". Четвертая книга начинается с главы под названием "О рождении, расцвете, упадке и разрушении Республик" и полностью посвящена политическим вопросам. Вопросы финансов, монетной и налоговой политики, проблемы вооружения населения, содержания армии, укрепления городов Боден рассматривает в пятой и шестой книгах. Шестая книга посвящена апологии монархии и развитию платоновско-аристотелевской концепции гармонической справедливости .

Боден определял государство как совокупность семей, а не отдельных лиц. "Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении" .

Согласно Бодену, "всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях" .

Существенным признаком верховной государственной власти является ее суверенный характер. Под суверенитетом Боден понимает власть абсолютную и вечную в лице государства. Источником суверенитета является народ, а его носителем – государь. Суверенитет – это право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо иных субъектов. Такой суверенитет выражен более всего в законах, которые даны подданным без их на то согласия. С юридической точки зрения, абсолютность и безусловность государственной власти выражается в ее надзаконности. Наряду с этим Боден пытается увязать, совместить суверенную власть с принципами справедливости, права, а также с целями и задачами государства. В "Шести книгах" он выдвигает положение о том, что суверен связан законами "божескими", "естественными" и "человеческими, общими для всех народов" . Таким образом, абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов; и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания.

Суверенитет, по Бодену, обладает следующими свойствами.

  • 1. Суверенитет един и неделим – он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями и не может поочередно осуществляться ими.
  • 2. Суверенная власть постоянна – ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
  • 3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна – ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.
  • 4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.
  • 5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.

Ж. Боден выделял пять признаков государственного суверенитета:

  • 1) право верховной власти издавать и отменять законы;
  • 2) объявлять войну и заключать мир;
  • 3) назначать высших должностных лиц;
  • 4) осуществлять верховный суд и право помилования;
  • 5) право чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Ж. Боден отвергает распространенное деление форм государства на "правильные" и "неправильные", поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Вопрос только в том, кому принадлежат суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. Мыслитель также отрицает смешанную форму государства – власть нельзя разделить "поровну". В зависимости от того, кому будет принадлежать высшая власть в государстве, таким и будет государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке. Демократия для Бодена является худшим способом осуществления суверенитета, поскольку народ в целом не способен прийти к правильным решениям и иметь здравые суждения.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных. Аристократия подвержена постоянным раздорам партий и борьбе честолюбий, она не сможет справиться с народными волнениями.

Цель существования государства заключается в достижении блага, ее реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство, а потому наилучшей формой государства, по Бодену, является монархия, где суверенитет целиком принадлежит монарху. Только абсолютная монархия обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае, кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам.

Боден устанавливает ограничение государя "законом Бога и природы". Но оно не влечет за собой подчинения государя ни обществу, ни гражданским законам, ни папе. Второе ограничение – это право частной собственности, на которую государь может покушаться только в случае крайней необходимости. Третье ограничение – законы королевства (салический закон).

Абсолютная власть трактуется Боденом не как деспотичная власть одного правителя, а как власть справедливая, по-отцовски заботящаяся о подданных, как о своих детях. Именно в таком виде она предстает нам в "Шести книгах о государстве". Боден не единожды сравнивает государеву власть с отцовской, а государственное устройство – с семейными порядками. Мыслитель говорит о монархии как о высшем развитии государственного строя, и государь является центральной фигурой в его политической концепции. Термин государь трактуется им как священное воплощение власти. Смысловое значение этого термина в сочетании с термином "суверен" становится одним из основополагающих в теории Бодена, поскольку понятие суверенитета он объясняет в первую очередь через господство верховной, суверенной власти и подчинение суверенному государю.

Произведение "Шесть книг о государстве" является одним из величайших памятников философской и политико-правовой мысли эпохи Возрождения, не потерявшим научного значения и по сей день. За четыре с половиной века концепция суверенитета почти не изменилась. До сих пор человечество не сумело придумать ничего принципиально нового в этой области.

  • Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. М., 1999. Кн. 1, гл. 1. С. 689-692; гл. 8. С. 692-694; кн. 2, гл. 1. С. 694-695.
  • Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2006. С. 4–5.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144–145.
  • Там же. С. 146.

Введение

Жан Боде́н (фр. Jean Bodin ) (1529 или 1530, Анже - 1596, Лан) - французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из-за разработанной им теории «государственного суверенитета».

С середины XX века популярен среди фанатов футбольного клуба «Тулуза», которые считают себя его последовательными сторонниками, скандируют его имя и в день его рождения вывешивают плакат размером 25x50 метров с репродукцией его портрета, написанного неизвестным художником и надписью «Жан Боден и ТУЛУЗА - на века!»

1. Биография

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к мыслителю в 1566 году, после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод легкого изучения истории» - М., 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона (Лана - в источниках разночтения), причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщин по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Умер в Лане в 1596 году от чумы.

2. Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием .

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI в., и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое - «Демономания колдунов » (1580) - отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена - «Гептапломерес » (или «Разговор семи участников») - самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников - представителей разных конфессий. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог - безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, - гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

3. Произведения

Боден написал около 10 сочинений, многие из которых активно переиздавались в XVII веке.

    «Метод лёгкого познания истории» («Метод, облегчающий познание истории»)(1566, на латыни). (Methodus ad facilem historiarum cognitionem, 1566 ). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» (М., Изд-во «Наука») вышел русский перевод этой книги, сделанный М. С. Бобковой на основе 2-го издания (1572 г.).

    «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа…» (1568). (Paradoxes de M. de Malestroit touchant le fait des monnaies et l’enrichissement de toutes choses ) - работа по экономике, посвященная проблеме инфляции, вызванной резким увеличением находящегося в обороте золота и серебра, привозимого из Нового Света, где Боден формулирует количественную теорию денег.

    «Шесть книг о государстве» (в 6-ти книгах, Париж, 1576). (Les six livres de la République ). В 1586 году автор сам переводит ее на латинский язык в несколько измененном виде.

    «Демономания колдунов» (1580, на французском). (La Démonomanie des Sorciers ). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.

    «Heptaplomeres sine colloquium de rerum sublimum areanis abditis» (1581 г.) («Семичастный разговор о секретах высших истин») - эта книга представляет собой спор представителей мировых религий и натурфилософа о преимуществах каждой из них.

    «Почему я стал лигером»: памфлет, 1589 г. Выдержал 11 изданий Лиги. Позднее Боден утверждал, что памфлет являлся частным письмом, которое было опубликовано без его ведома.

    Amphithéâtre de la nature (1595) .

    Universae naturae theatrum (1596) (по некоторым источникам, она опубликована в 1590 году) - («Всеобъемлющий театр природы») - работа по естественно-научным вопросам.

Список литературы:

    Bodin, Jean Les six livres de la République. - à Lyon: de l"impr. de Jean de Tournes, 1579. - P. 1.

Конечно, социально-политические взгляды Жана Бодена имеют для нас более важное значение, чем мировоззренческие, но все же и об этом стоит сказать. Жан Боден жил в период расцвета эпохи Возрождения. Поэтому было бы странным, если бы он не сочуствовал современным ему космологическим и прочим натуралистическим идеям. И действительно, среди прочих произведений Бодена мы моджем найти и такие, в которых Боден популяризирует идеи Галилея и других астрономов и естествоиспытателей. В отличие от своих современников Боден смело разоблачает сущность религии. Одним из знаменитейших его произведений является “Беседа семерых” (Colloquium heptaplomeres”). Это произведение долгое время ходило исключительно в рукописном варианте, так как было не просто запрещено церковью, но подвергалось жесточайшему преследованию как представителей официальной церкви, так и светских общественных деятелей. Это была своего рода бомба, взорвавшая фундамент господства церкви.

Нам известно, что в разное время Боден был поклонником разных религий, а его эрудиция была необычайно широка. Это позволило ему создать “Беседу семерых”, в которой шестеро собеседников являются представителями различных религий, а седьмой является символом всеобщей естетственной религии. Он не только показывает, что по своей сущности все религии подобны и могут быть заменены единой общей религией, но и делает выводы, которые “внушили панический ужас ревнителям христианства”.

В частности, Боден говорит от лица седьмого собеседника:”Если религия лишь мнение, то она всегда сомнительна, повиснув между истиной и заблуждением, и диспуты потрясают ее с каждым днем все больше.”

Боден пришел к выводу о недоказуемости христианства. При этом он не стал атеистом, но разделил собственно Бога и религию. “Религии измышлялись законодателями или просто честолюбцами с целью освятить в глазах народа те или иные институты. И хотя обычно этот вымысел ставит своей задачей поднять нравственность общества, нередко религия внедряет не нравственность, а безнравственность.”

В некотором роде Боден был одним из предшественников Вольтера.

Как ни странно, при всем своем понимании сущности религии, Боден почему-то верил в демонов и рассуждал о целесообразности охоты на ведьм, причем охоты не в переносном, а буквальном смысле.

6. Выводы.

Таким образом, мы видим, что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!) , имеются определенные противоречия, нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое, то Макиавеллиевское - хищническое, если цель государства Бодена - мир, то у Макиавелли напротив - вооруженный захват, если у Бодена - умелое управление внутри страны, то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.

Бодена можно считать настоящим буржуазным философом, отстаивающим права верхушки третьего сословия, и несколько презирающего его низы. Но тем не менее, это один из самых здравомыслящих политиков XVI, XVII и, может быть, даже XVIII веков. Его лозунги: буржуазные свободы, независимость от церкви, борьба с нищетой (при сохранении частной собственности) и по сей день актуальны.

Цитируемая литература.

1. Антология мировой философии, т.2, М.:Мысль, 1970, стр. 171-177

2. Агабеков Г. Б. Жан Боден - основатель концепции государственного суверенитета //Вестник ИНИОН, М., 1990.

3. Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма.М.:Мысль, 1964.

4. Кучеренко Г. С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии XVI - первая половина XIX в.М.:Наука, 1981.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.:СПб, Петрополис, 1994, т.2, стр.320-321

ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002

А. А. Соловьев СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ФРАНЦУЗСКОГО ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ЖАНА БОДЕНА

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ с. 65

Жан Боден - политик, ученый, философ, юрист, живший в XVI в. во Франции. Своим политическим учением он открыл новую эпоху в развитии науки о государстве, создав концепцию самостоятельного, обособленного от личности правителя государства, основанного на публичном характере государственной власти, который нашел свое выражение в теории государственного суверенитета. Государство, которое описывал в своих работах Жан Боден - государство Нового времени, которое по ряду существенных признаков отличается от прежнего средневекового типа государственности. Однако в правовом учении значительно более отразилась практическая направленность его работ, те навыки, которые Жан Боден выработал в качестве адвоката и государственного служащего в области отправления правосудия (он был в разное время королевским инспектором прокурором и даже мэром города Лиона). В результате, в отличие от политической теории, созданная Жаном Боденом система и структура источников права практически не имеет прогностической составляющей и является предельно точным слепком с существовавшей в его время системы, которая имеет высокую степень сложности и обычно расценивается как характерная для периода позднего Средневековья.

Описанная Жаном Боденом система источников права имеет многоуровневую структуру, в которой все нормы более низких уровней должны отвечать более высоким нормам, а подчас создаются на основе последних.

Высшую ступень классификации занимают Божественные законы (divinum). Они созданы непосредственно Богом и доведены до сведения человечества посредством откровения с последующей записью в Священных книгах. Примером этого могут считаться Законы Моисеевы, Христовы заповеди и пр. В силу своего наивысшего статуса данные нормы регулируют только наиболее общие отношения, задают основу существования человека на Земле и в обществе себе подобных. Кроме того, они регулируют отношения людей с Богом. Кроме распоряжений общего характера, Бог может вмешиваться также и в частные случаи общественных отношений путем Божественной кары, выражения божественной воли в ордалиях и даже посредством откровения, которое является безусловным оправданием для восстания граждан против того правителя, который нарушает божественные или естественные законы (указанное основание Жан Боден специально оговаривает при рассмотрении вопроса о правомерности восстания против правителей). Содержание божественных законов специально не описывается, поскольку философ ограничивается ссылками на иные источники.

Следующую ступеньку занимают Законы природы (naturale). Необходимо отметить, что Жан Боден говорит в своих работах именно о "законе" природы, а не о естественном праве. Он является последовательным позитивистом и не мыслит существования иного права, кроме волеустановленного. Право всегда является выражением чьей-то воли. В случае с Законом природы его творцом является тоже Бог, действующий опосредованно через установленный им миропорядок. К числу таких законов относятся следующие принципы: разумность человеческих созданий; способность управлять своими действиями и отвечать за них; раздельное существование частного (в том числе - частной собственности) и публичного; определение государства как социальной структуры, ведающей общезначимыми делами, т. е. публичными общественными отношениями. Из этих общих принципов Жан Боден выводит следующие конкретные нормы Законов природы: нерушимость и обязательность договоров между лицами; неприкосновенность семьи и семейных отношений для государства; неприкосновенность частной собственности для иных лиц и для государства; невозможность налогообложения имущества без согласия собственников последнего, а также запрет на введение иных налогов без согласия граждан.

В качестве разновидности Законов природы Жан Боден рассматривает Законы народов (gentium), вытекающие из внутренней природы той или иной нации. Они вырабатываются самим населением в результате социальной практики и подтверждают опытом. На их содержание влияют объективные гео- климатические особенности местности, в которой преимущественно проживает тот или иной народ. В силу этого существует целая система таких законов - от наиболее общих, применяемых в отношении крупных этнических групп, до более частных, свойственных той или иной компактно проживающей народности. В своей теории географических социальных факторов Жан Боден учитывает не только климат, но также и рельеф местности, удаленность ее от побережья и пр. В силу значительного разнообразия норм этих Законов, философ не останавливается на примерах, но вместе с тем, этот элемент в его системе источников права имеет чрезвычайно важное, порой даже определяющее значение и существенно ограничивает свободу законодательного усмотрения суверена. Дело в том, что под ним скрывается кутюмное право, распространенное во Франции вплоть до XVII-XVIII вв. Кроме того, этим Жан Боден подводит теоретическую базу под привилегии французских провинциальных парламентов, а также Парижского парламента, выражавшихся в их праве ремонстрации королевских эдиктов. Согласно этому праву, парламенты, как орган сословного представительства осуществляли регистрацию королевских актов и имели право отказать в такой регистрации тем из них, которые, по мнению парламента, противоречили обычаям французской нации или обычаям одной из провинций Франции.

Еще одной разновидностью Законов природы в системе Жана Бодена являются Законы власти (imperii), обязательные для того или иного государства в силу естественных особенностей практикуемой в нем формы правления. Здесь ученого интересовала из чисто практических соображений лишь монархия, поэтому оба, выделяемых им Закона власти, относятся к обязательным для монархий. Таким законом является, во-первых, закон престолонаследия ("Саллический закон", как его называл Жан Боден), а во-вторых - "Закон Аграриана", согласно которому монарх не вправе реквизировать (отчуждать) в личную собственность государственное имущество. Первый из этих законов устанавливает, что корону наследует старший прямой потомок мужского пола либо иной мужчина - наиболее близкий из родственников монарха. Второй был описан Жаном Боденом в связи с его борьбой на заседании Генеральных штатов 1576 г. в Блуа против попыток присвоения монархом земель и иного имущества из состава королевского домена, выделяемого ему провинциями в пользование с целью финансового обеспечения деятельности по управлению страной. Жан Боден толковал домен, как особое государственное имущество, которое принадлежит государству, но не может принадлежать лично монарху, который является сувереном лишь на период собственной жизни. Это имущество должно использоваться на общие, публичные цели, но не для личного обогащения монарха как частного лица.

Позитивные законы (positive), которые устанавливаются людьми произвольно, по собственному усмотрению разделяются Жаном Боденом в соответствии с естественным принципом различия частной и публичной сферы общественных отношений. Поэтому позитивное право распадается на две ветви каждая из которых решает свои собственные вопросы и не вправе вторгаться в сферу ведения другой: общегосударственное право, создаваемое сувереном; и нормы локальных актов, издаваемых полномочными субъектами общественного самоуправления (органами управления гильдий, цехов, городских и поселковых сообществ, монастырей, церковных и светских орденов и пр.).

При этом, законы, издаваемые сувереном, направлены на решение общих дел, касающихся всего государства. Прежде всего - это вопросы обеспечения безопасности и защиты собственности граждан на общегосударственном уровне. Понятие безопасности рассматривается Ж. Боденом чрезвычайно широко и охватывает кроме обычных вопросов, также экономическую и культурную безопасность. Так государство призвано обеспечивать "единство экономического пространства" (говоря современным языком) на своей территории через установление единой денежной системы и системы мер и весов. Кроме того, хотя философ и проповедует веротерпимость, он прямо вменяет в обязанность суверену бороться против радикальных учений, посягающих на основы государственности. Всякая свобода веры и убеждений возможна лишь до тех пор, пока это не затрагивает публичного интереса и является вопросом лишь частного выбора. Тем не менее, он выступает за строгое отделение церкви и церковных институтов от государственной власти, за воспрепятствование церкви вмешательству в общезначимые государственные дела. Во имя обеспечения государственного интереса суверен вправе карать нарушителей своей воли, выраженной в законах смертной казнью. Что является его исключительной прерогативой.

Нормы локальных актов существуют независимо от законов суверена поскольку постулируется строгое различие частной и публичной сферы жизни общества. На практике только семья полностью свободна от вмешательства суверена, поскольку все иные вопросы (даже отношения собственности) могут в той или иной степени затрагивать публичный интерес. Суверен обладает полной самостоятельностью в определении содержания этого интереса. Более того, как показывает анализ боденовской классификации форм государств, суверен во имя государственного интереса может ограничивать отдельные нормы более высокого порядка. Особенностью локальных нормативных актов является не только исключительность сферы нормативного регулирования, но и ряд внутренних особенностей. Так за нарушение указанных норм не может наступать ответственность, связанная с ущербом жизни или здоровью нарушителя. Наиболее характерной для них является имущественная ответственность. Кроме того, в отношении указанных норм часто применяется принцип добровольности возложения субъектом на себя обязанности по их исполнению. Источниками норм частного права могут являться нормативные договоры, уставы и иные учредительные документы различных общественных организаций, нормативные акты органов городского и сельского самоуправления, каноническое право религиозных организаций, а также обычаи (в том числе - семейные).

Системой источников позитивного права Ж. Боден завершает свою классификацию норм современного ему правового поля.

Соловьев Александр Александрович - аспирант юридического факультета помощник проректора по правовым и экономическим вопросам, СПбГУ

©СМУ, 2002 г.

Концепция Жана Бодена. Растущее осознание этого процесса видно в работах французского философа Жана Бодена (Bodin, Jean) (1530–1596), законника при королевском дворе. Задачей Бодена было оправдание притязаний короля на различные общественные институты. С одной стороны, он разрабатывал идею независимости короля от императора Священной Римской империи, а с другой – его верховенства над феодальными и муниципальными институтами. В своем труде Шесть книг о государстве (Six Livres de la Republique , 1576) Боден впервые сформулировал типичную для Нового времени концепцию верховной власти, которую он определял как «высшую и не ограниченную законами власть над гражданами и подданными»; государственное правление, по Бодену, осуществляет совокупность семейств, находящихся под управлением «высшей и вечной власти». Далее он утверждал: «Сила законов, какими бы справедливыми они сами по себе ни были, зависит только от волеизъявления того, кто является их творцом». Вместе с относительно новыми тезисами в сочинениях Бодена находят выражение и старые взгляды. Боден настаивает на том, что суверен связан естественным правом и своими обещаниями. Государь не может нарушать некоторые фундаментальные законы собственного королевства. Иногда в определение государственной власти Боден включает требование «разумности». Многие примеры он черпает из церковных учений и практики осуществления папской власти. В сущности, Боден предлагал две теории: теорию верховной власти и закона, которая является одной из основ теории абсолютизма, и теорию ограничений верховной власти, которая носит средневековый характер. С развитием теории государства в Новое время учение об ограничениях исчезло, а теория абсолютной верховной власти сохранилась.

Многими исследователями считается [ ] основателем науки о политике из-за разработанной им теории «государственного суверенитета ».

Биография

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха города Анже . В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподаёт в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж , чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в столицу, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к Бодену в 1566 году , после публикации «» («Метод лёгкого изучения истории» - М. , 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков», Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского , но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги .

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялась также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа , где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique » («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 году) он сам перевёл на латынь под названием «De Republica libri six ».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием .

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может её передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, её нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий , Цицерон , Мор , Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия , аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это всё равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса - монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, её единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берёт начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов [ ] . Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

В работах Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI века, и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое - «Демономания колдунов » (1580) - отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена - «Гептапломерес » (или «Разговор семи участников») - самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников - представителей разных конфессий . В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа , о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог - безверие , которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, - гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену [ ] .

Произведения

Боден написал около 10 сочинений, многие из которых активно переиздавались в XVII веке.

  • «Метод лёгкого познания истории» («Метод, облегчающий познание истории») ( , на латыни). (Methodus ad facilem historiarum cognitionem , 1566). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» (М. , Изд-во «Наука») вышел русский перевод этой книги, сделанный М. С. Бобковой на основе 2-го издания (1572 г.).
  • «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа…» (). (Paradoxes de M. de Malestroit touchant le fait des monnaies et l’enrichissement de toutes choses ) - работа по экономике, посвящённая проблеме инфляции, вызванной резким увеличением находящегося в обороте золота и серебра, привозимого из Нового Света, где Боден формулирует количественную теорию денег.
  • «Шесть книг о государстве» (в 6-ти книгах, Париж , ). (Les six livres de la République ). В 1586 году автор сам переводит её на латинский язык в несколько изменённом виде.
  • «Демономания колдунов» ( , на французском). (La Démonomanie des Sorciers ). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.
  • «Heptaplomeres sine colloquium de rerum sublimum areanis abditis » (1581 г.) («Семичастный разговор о секретах высших истин») - эта книга представляет собой спор представителей мировых религий и натурфилософа о преимуществах каждой из них.
  • «Почему я стал лигером»: памфлет, 1589 г. Выдержал 11 изданий Лиги. Позднее Боден утверждал, что памфлет являлся частным письмом, которое было опубликовано без его ведома.
  • Amphithéâtre de la nature (1595) .
  • Universae naturae theatrum (1596) (по некоторым источникам, она опубликована в 1590 году) - («Всеобъемлющий театр природы») - работа по естественно-научным вопросам.
  • Боден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бобкова М. С. Исторический метод Бодена как способ теоретического осмысления прошлого // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - Вып. 1. - М. , 1999. - С. 184-201.
  • Бобкова М. С. Жан Боден о предмете истории. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - Вып. 2. - М. , 2000. - С. 192-209.
  • Бобкова М. С. Жан Боден: История жизни в эпоху катастроф // История через личность. Новая историческая биография. - М. , 2005. - С. 265-307.
  • Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.03 «Всеобщая история (сред. века)» / Г. И. Баязитова; науч. рук. C. В. Кондратьев; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2006.
  • Баязитова Г.И., Митюрёва Д.С. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. - Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2012. - 240 с.
  • Бобкова М. С. Западноевропейское историописание «эпохи катастроф». - М. , 2008.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении