Портал садовода - Fiora24

Восточное кладбище парижа. Кладбище Пер-Лашез в Париже (26 фото)

Контакты

Адрес: 16 Rue du Repos, 75020 Paris, Франция

Телефон: +33 1 55 25 82 10

С 16 марта — 5 ноября: Пн-Пт с 8:00 до 18:00; Сб с 8:30 до 18:00; Вс с 9:00 до 18:00

С 6 ноября — 15 марта Пн-Пт с 8:00 до 17:30; Сб с 8:30 до 17:30; Вс с 9:00 до 17:30

Вход: бесплатный

Официальный сайт: www.pere-lachaise.com

Париж, город влюбленных и блистательной истории, запечатленной во многочисленных памятниках архитектуры. Сюда едут со всего мира, чтобы вдохнуть чарующий воздух королевского великолепия и современного духа свободы.

Париж богат достопримечательностями. Столице Франции есть чем удивить и вдохновить туристов.

Легендарные и , и, конечно же, — названия этих мест знают во всем мире.

А ведь есть еще сказочной красоты частный сад под названием Альбер-Кан, раскинувший свои дорожки и мостки, целые гущи зеленых насаждений и уютные искусственные озерца в одной из северо-западных частей Парижа, в районе живописных старинных особняков, которые сами по себе уже достойны внимания. И, конечно же, парижский Диснейленд — мечта и любого ребенка, и взрослого. Одним из сокровищ Парижа является и легендарное кладбище Пер Лашез в Париже — место последнего упокоения многих знаменитых людей.

Кладбище Пер Лашез в Париже и его история

Возникло кладбище Пер Лашез еще в средние века на месте бедняцкого квартала на заброшенной о

Краине Парижа, что на Шарронском холме. В этом прибежище воров и преступников всех мастей по какой-то загадочной прихоти построил себе роскошный особняк в 1430 году один зажиточный парижский купец .

Свой век он прожил в особняке довольно счастливо. Но ничто не вечно — после смерти купца и особняк, и земля, на которой он располагался, отошли к могущественному в то время ордену иезуитов .

Спустя два века на этой земле уже существовало не только обширное кладбище, но и великолепный монашеский сад с роскошной по тем временам оранжереей с диковинными растениями. Сад был причудливо изукрашен портиками, фонтанами, уютными гротами и великолепными водопадами и являл собою поистине потрясающее зрелище. Уже в те далекие времена самое знаменитое кладбище Парижа Пер Лашез привлекало толпы знати, жаждущей красоты и уединения. Изнеженные аристократы даже устраивали здесь романтические свидания и признавались под сенью деревьев в любви.

Однако, кладбище Пер Лашез знало и тяжелые времена. В 18-ом веке могущественный когда-то иезуитский орден обанкротился. Все имущество пошло с молотка. Такая же печальная участь постигла и Пер Лашез. Великолепный сад был полностью разорен. Новые владельцы решили перепланировать его в новомодном английском стиле. Наконец в 1804 году кладбище было выкуплено за баснословную сумму у предыдущих владельцев и стало собственностью города .

Здесь живет легенда…

Чтобы сделать это место популярным и «отбить» вложенные в дорогостоящую покупку деньги, власти Парижа перенесли сюда могилы таких знаменитых людей, как Жан-Батист Поклен , известный по своему литературному псевдониму — Мольер, и любимый французский баснописец, мастер острого слова и меткой шутки, Жан де Лафонтен .

Уже одни эти имена гарантировали кладбищу Пер Лашез приток благодарных поклонников двух гениев. Однако, власти Парижа на этом не остановились. Еще через несколько лет здесь обрели покой останки знаменитых литературных героев и реально существовавших людей — влюбленной пары, чья нежная романтическая переписка облетела весь мир, — Пьера Абеляра и его юной прекрасной ученицы и тайной супруги Элоизы.

Действия парижских властей по популяризации кладбища Пер-Лашез принесли свои плоды: в течение двухсот лет на нем было похоронено более миллиона человек. Огромную долю из этого количества составили:

  • аристократы,
  • деятели культуры,
  • писатели и поэты,
  • известные в свое время политики
  • и даже государственные деятели.

Парижанам удалось превратить кладбище Пер-Лашез в «престижное» место захоронения. Многие сильные мира сего оставляли в своем завещании упоминание о том, что хотят обрести покой именно в этом месте.

Посещение кладбища Пер Лашез в Париже само по себе является исключительным событием, ведь на нем расположены могилы :

  • Фредерика Шопена,
  • Оскара Уайльда,
  • Оноре де Бальзака,
  • Модильяни,
  • Эдит Пиаф,
  • Марселя Пруста
  • и многих других великих людей.

Во второй половине 20-го века здесь был погребен культовый певец свободной любви и наркотиков Джим Моррисон . Интересно, что фанаты его творчества по-своему почитают своего идола: расписывают надгробие граффити и возлагают на него целые венки из листьев марихуаны. Официальные власти пытаются бороться с таким непотребством, но безрезультатно. «Дух свободы» возрождается на Пер Лашез каждый раз с новой силой.

Посещение кладбища Пер Лашез в Париже

Следует отметить, что знаменитое кладбище занимает огромную территорию в 47 гектаров . Чтобы посетить интересующие могилы и почтить память погребенных здесь великих людей, да и просто не заблудиться в этом «городе» величественных памятников и надгробий, желательно купить карту Пер Лашез. Стоит она всего 2 евро и продается в киоске прямо у главного входа.

Само же кладбище расположено в восточной части Парижа , в 20-м муниципальном округе. Центральный вход — с бульвара Менильмонтан. Доехать до Пер Лашез можно на метро (станция Philippe Auguste).

Пер Лашез знаменито не только громкими именами захороненных здесь людей, но и великолепной архитектурой часовен, надгробий и усыпальниц. Причудливое хитросплетение стилей разных эпох, обрамленное пышной зеленью, само по себе уже является незабываемым зрелищем.

Кладбище Пер Лашез на карте Парижа:

В первый же полноценный день моего пребывания в Париже я поехал не куда-нибудь, а прямиком на кладбище. Нет, со мной всё было в порядке. Дело в том, что кладбище Пер-Лашез – одно из самых потрясающих достопримечательностей французской столицы. Кроме того, это одно из самых знаменитых кладбищ во всём мире, на территории которого захоронены сотни исторических личностей: политики, военные, учёные, писатели, певцы, художники и многие, многие другие.


Здесь же захоронено большое количество людей, так или иначе оставивших свой след в истории России, например: Нестор Махно и Айседора Дункан. Впрочем, я не ставил перед собой задачи найти могилы и склепы всех великих людей прошлого, нашедших здесь своё последнее пристанище. Для таких целей, наверняка, существуют специальные экскурсии. Я же приехал сюда для того, чтобы побродить по узким тропинкам меж скорбных готических построек и прочувствовать атмосферу места.

Это самый настоящий город в городе. Каждый из них по-своему прекрасен, но только один – для живых, а другой – для мёртвых.

Кладбище Пер-Лашез занимает огромную для Парижа площадь – целых 48 гектаров. Правда, находится оно не в центре, а в считающимся «неблагополучным» 20-м округе. Почему в кавычках? Да потому что я за всё время своей прогулки так и не увидел ни одного признака этой самой неблагополучности. Судя по всему, это очередная туристическая страшилка, рассчитанная на запуганных тётенек.

Само кладбище, несмотря на кажущуюся древность, было основано лишь в самом начале 19 века. Вплоть до второй половины так называемого «Позднего Средневековья» на этом месте находились жилища самых низших слоёв населения. Здесь царила преступность, начинались эпидемии. Всё изменилось, когда один богатый купец на месте хижин построил себе огромный особняк. Впоследствии и особняк, и прилегающая территория отошли во владения ордена иезуитов. Однако спустя некоторое время у монахов возникли финансовые трудности, земли были конфискованы и проданы с аукциона. Новый хозяин сравнял с землёй все существовавшие доселе постройки и разбил на этом месте английский сад.

В начале 19 века городские власти приняли решение выкупить парк и основать на его месте кладбище. Так как в то время это была не очень-то привлекательная окраина, подавляющее большинство горожан не имело никакого желания оказаться здесь после смерти. Дабы подстегнуть интерес жителей Парижа к новому кладбищу, на его территорию были перенесены захоронения Мольера, Лафонтена и Пьера Абеляра. Это возымело результат: кладбище Пер-Лашез стало привлекать всё больше людей, желающих отдать последние почести своим близким, и постепенно превратилось в то, что мы имеем и по сей день – в одну из главных достопримечательностей столицы Франции.

В данный момент здесь покоится более 1 миллиона человек.

Кладбище Пер-Лашез от внешнего мира отделяют огромные стены высотой в несколько метров и не менее величественные ворота.

Здесь очень красиво!

Много раз сталкивался с тем, что люди абсолютно неадекватно реагируют на то, что кто-то может с удовольствие гулять по кладбищу. Да, подавляющее большинство постсоветских захоронений абсолютно не располагают к тому, чтобы у людей появлялось желание прогуливаться на их территории. С Пер-Лашез совсем иная история: любитель архитектуры найдёт здесь большое количество потрясающих склепов, любитель истории – множество известных имён, любитель тишины – покой и уединение, любитель природы – большой парк среди жилых массивов. В конце концов, я ещё никогда не встречал людей, осуждающих поездки к египетским пирамидам – а, ведь, это тоже кладбища.

Что меня очень удивило, так это ближайшее соседство обычных панельных многоэтажек, вплотную прилегающих к территории кладбища. Вот уж не хотел бы я там жить.

Монумент «Умершим».

К сожалению, далеко не все захоронения находятся в удовлетворительном состоянии. В дыру под могильной плитой я заглядывать не стал.

Некоторые склепы вполне могут сравниться с часовнями или даже небольшими деревенскими церквушками.

Самый настоящий густонаселённый город.

К сожалению, качество следующих фотографий будет относительно невысокого качества. Это стало платой за моё желание полностью погрузиться в атмосферу старого кладбища: я поехал туда уже в конце дня, буквально перед самым закатом. Ибо какой смысл посещать подобные места днём при ярком солнечном свете? В общем, к концу прогулки даже я сам уже мало чего различал по обе стороны от дороги, не говоря уже про фотокамеру. Но я об этом ни чуть не жалею и советую приезжать в Пер-Лашез исключительно в конце дня. Главное – помнить, что кладбище открыто не круглосуточно.

Внезапно, на фоне невысоких готических склепов выросло что-то поистине огромное. Сперва я подумал, что это крематорий (его я в тот момент как раз искал), но знаки указывали на нечто другое…

Оказалось, что это – тоже склеп, в котором захоронен французский дипломат Феликс де Божур. Видимо, Феликс был исключительным человеком, раз для него соорудили такую выдающуюся усыпальницу.

Некто рангом попроще отправился в последний путь со своей любимой собачкой.

Кстати, я уже говорил, что Пер-Лашез – это целый город? Тут каждая дорожка – это отдельная улица со своим названием и невероятно красивыми табличками.

В конце концов, я нашёл крематорий. Прямо перед ним находился спуск в подземные помещения, откуда раздавался непонятный шум и горел свет. Двери были открыты. Только я начал спускаться к манящему свету, как сзади из темноты вынырнул чернокожий смотритель кладбища и в жёсткой форме заявил, что мне туда нельзя. Так для меня и осталось загадкой, что же происходило в этих подземных помещениях.

Возле крематория распространялся очень неприятный запах. Наверное, сжигали тела.

Вокруг крематория большим четырёхугольником расходятся галереи. Это колумбарий – стены с небольшими отсеками, в которых хоронят прах умерших.

Спасаясь от становящегося невыносимым запаха, я поспешил к выходу. Вокруг стояла уже кромешная тьма – никаких намёков на фонари на кладбище нет. И лишь чудом я смог разглядеть новых экземпляр в мою коллекцию крышек от люков.

Подводя итог: кладбище Пер-Лашез – одно из самых необычных и интересных достопримечательностей Парижа. Я рекомендую посетить его всем, кто хотя бы на один день остановится в столице Франции – все остальные достопримечательности могут подождать.

Как добраться:
В непосредственной близости от главного входа находятся две станции метро: «Père Lachaise» (ветки 2 и 3), а также «Philippe Auguste» (ветка 2).

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .

Кладбище Пер-Лашез в Париже (официальное название «Восточное кладбище») среди парижан именуется «городом мертвых».

По своему территориальному обустройству он очень похоже на город. По всей площади расположены усыпальницы – дворцы с искусно вырезанными узорами и фамильными склепами. Заблудиться в нём крайне сложно – свыше шести тысяч железных указателей помогут вам найти дорогу с любой его точки. Туристов привлекает атмосфера таинственности, но в то же время и необычайная красота кладбища. Пер-Лашез – это культурное достояние парижан, с богатой культурной и исторической значимостью.

Кладбище Пер-Лазеш не просто пристанище усопших. Многие люди приходят сюда, чтобы привести свои мысли в порядок, отдохнуть от шумной цивилизации или просто насладиться вечерней прогулкой по парку-кладбищу. Парижане проводят здесь уик-энды, играют с детьми, проводят ознакомительные экскурсии для подростков. Туристы преследуют совершенно иные цели – они расхаживают по всему кладбищу в поисках легендарных могил.

Легендарные могилы Пер-Лазеша

На момент основания, кладбище находилось вне города. Изначально, многие отказывались хоронить там усопших, избегая этого места. Чтобы придать ему рентабельности, в Пер-Лазеш перенесли останки Мольера и Лафонтена, а ближе к 1820 году перезахоронили Пьера Абелара и Элоизу (для парижан, они своеобразные Ромео и Джульета).

После подобных действий, место действительно приобрело свою значимость и популярность. Образовывали очереди на захоронение, про остальные кладбища люди не желали думать. Буквально за несколько лет численность захороненных возросла от нескольких десятков до 25 тысяч человек. Сейчас кладбище насчитывает около 980 тысяч могил, среди которых 18 фамильных склепов, 27 памятников выдающихся личностей и несколько архитектурных строений. К слову, их значение не могут объяснить сами горожане. Право на захоронение на кладбище Пер-Лазеш могут иметь исключительно парижане.

Кто еще захоронен на кладбище Пер-Лазеш в Париже? Многие известные поэты и авторы. К примеру, Оноре де Бальзак, Модильяни, Сара Бернар и многие другие. Есть несколько безымянных могил, которые несут в себе ряд вопросов без ответов. Оформление памятников искусное – проработана каждая деталь. Некоторые считают, что именно там захоронены все короли Франции начиная с 1820 века, иные – что «темные» личности, колдуны, которых запрещено было сжигать. Все эти факты придают кладбищу еще большую нотку таинственности, загадочности и своеобразного шарма.

Легенды восточного кладбища


Помимо рядовых «сказочек», которые пускают сами горожане, туристов манят устоявшиеся легенды о необычайных случаях исцеления, благодаря специальному обряду, выполнив который, можно получить желаемые результат.

Большинство туристов идут на последнее пристанище французского журналиста Виктора Нуара. Мужчины просят мужской силы, крепкого тела, ясного разума и твердого духа, а женщины – стать счастливыми матерями. Все дело в том, что по сказанию, когда его тело доставили в морг, «воскрес» его детородный орган.

Кладбище Пер-Лазеш может помочь влюбленным. Быть вернее, поможет могила Оскара Уальда. Легенда гласит: «прошепчи заветное, устами прикоснись к сфинксу на надгробии поэта и ожидай три дня – желание сбудется». Поэтому данное надгробие довольно актуально среди женщин. Также, к своему кумиру приходит множество людей нетрадиционной ориентации, для успеха в любовных делах. Каждый, кто желает стать счастливым, обязательно приходит к этой могиле.

Практическая информация

Адрес : 16 Rue du Repos, 75020 Paris, Франция.

Время работы : Посетить «город мертвых» можно ежедневно, с 8:00 до 18:00.

Вход абсолютно бесплатный. Рядом с входом расположена сувенирная лавка, где можно приобрести подробную карту со всеми описаниями, и литературу об истории кладбища и всех известных личностях, захоронённых на нем.

Как добраться, вам подскажет любой местный. Кладбище указано в любой городской карте, справочнике и прочей вспомогательной литературе. Если сесть в метро, то выйти стоит на станции Philippe Auguste, которая находится в непосредственной близости от могилы Оскара Уальда.

Говорят, есть любители кладбищенского туризма. Я к ним не принадлежу. Хотя древний совет "memento mori", конечно, справедлив, но обычно предпочитаю изучать достопримечательности, которые вызывают более позитивные эмоции. А когда заходит разговор о посещении таких печальных мест с культурно-познавательной целью, вспоминаю анекдот "Вася, где ты был?" - "на кладбище" - "что, кто-то умер?" - "ты не представляешь, они там ВСЕ умерли". Пусть черноватый, но юмор помогает не впадать в мрачное настроение.

Сначала я заметила, что в Париже используют кладбища - помимо их прямого назначения, конечно - не только как туристический объект. Они как нельзя лучше подходят для всяких богоугодных дел, например, чтобы накормить голодного. И не просто подать копейку (по словам знакомой служащей московского Донского кладбища, на такие копейки одна из старушек-попрошаек, сидящих у ворот, благополучно построила себе двухэтажную дачу), а реально накормить и конкретно помочь. Этим занимаются социальные службы и фонды.

А потом так случилось, что мы с группой приятелей собрались на Пер-Лашез, просто посмотреть. Я подумала: "Какая разница, где провести теплый сентябрьский денек с хорошими людьми?" и решила не откалываться. Накануне весело праздновали день рождения, и среди гостей оказался бывший наш земляк, давно уже парижанин, который, как выяснилось, знает это знаменитое кладбище вдоль и поперек. И не только помнит кучу исторических, биографических фактов и баек о тех, кто там похоронен, но и был знаком с бывшим директором тамошнего крематория. Собственно говоря, этот директор сам уже покоится на одном из участков, рядом с местом своей работы, а прежде, по словам нашего земляка, они любили с ним небольшой компанией собираться у могил, гулять и разговаривать, потягивая винцо, на всякие соответствующие темы. Сдружились так, что когда, похоронив директора, собирались грустно расходиться по домам, адвокат вдруг остановил всю компанию со словами, что каждый из них упомянут в завещании, и прямо там, на месте, зачитал текст. Покойный не забыл оставить на память о себе всякие приятные мелочи - кому книгу, кому сувенир. А про нашего приятеля там было сказано примерно следующее: "Зная большой интерес моего друга к литературе и также являясь ее любителем, оставляю ему уникальную ценность. Теперь могу признаться, что однажды я воспользовался своим служебным положением в личных целях: после кремации знаменитого писателя N отсыпал себе немного его праха. Завещаю своему другу капсулу с прахом нашего с ним любимого автора". Имя было произнесено, но здесь я называть его не буду, чтобы пощадить чувства других почитателей, в России с творчеством этого писателя знакомы.


Вот под такие примерно байки мы двигались от метро Gambetta, чтобы пройти по кладбищу сверху вниз, мимо солидного здания того самого крематория, построенного в неовизантийском стиле в 1887 г., и потом выйти к метро Pere Lachaise или соседней станции Philippe-Auguste, рядом с которой и находится главный вход. Там в цветочных ларьках продают план кладбища, но если оттуда, снизу, подниматься, то просто не хватит сил обойти и треть территории. Пер-Лашез занимает 44 гектара и сейчас на нем примерно 77 тысяч участков.

Оно было основано 21 мая 1804 г. на территории сада иезуитов как новый тип кладбища, не церковного, а городского, в котором, по замыслу архитектора А.Броньяра, должны были сочетаться английский парк и место, где можно полностью отрешиться, погрузившись в свои мысли. Прежде в саду стоял дом одного из церковников - иезуита, отца де ля Шеза, приближенного к трону Людовика XIV. Название "Отец Лашез" закрепилось за Восточным кладбищем Парижа. Вначале Пер-Лашез не пользовалось особой популярностью, оно находилось в пригороде, и чтобы привлечь к нему внимание, был сделан успешный "маркетинговый ход": туда перезахоронили прах Мольера, Лафонтена, а также Абеляра и Элоизы. Имена знаменитого средневекового еретика, философа-богослова, оскопленного врагами, и его ученицы, после этого постригшейся в монахини, уже давно стали нарицательными, а их страсть и верность до сих пор питают воображение, могилу любят посещать влюбленные пары.

При всей своей специфике Пер-Лашез считается самым большим и самым красивым парком Парижа, там растет 5300 деревьев - клены, ясени, каштаны, платаны, кедры, бук, липа, акация, грецкий орех и другие виды. Но оно в не меньшей степени похоже на огромный город, с широкими проспектами-авеню, улицами, лабиринтами переулков и тупиками. И, как в городе, там есть постройки, только прекрасные дворцы - это усыпальницы, более скромные "коттеджи" - склепы, многоквартирные дома - колумбарии... Пожалуй, на Пер-Лашез можно встретить все архитектурные и декоративные стили, от готики до современности.


Мы начали знакомство со знаменитостями с колумбария. Он настолько высок, что вдоль его стены тянется железная лестница с галереей, чтобы можно было подняться к нишам, которые, даже задрав голову, не рассмотреть. Нас в первую очередь интересовали люди, чья жизнь была тесно связана с Россией. Например, Нестор Махно, выдающийся революционер-анархист, герой гражданской войны, неоднократно преданный бывшими соратниками-большевиками и умерший в Париже почти в нищете. Или Айседора Дункан, жена Есенина, великая танцовщица, попирательница устоев не только в искусстве, но и в личных отношениях. О ее нелепой смерти в Ницце от шарфа, намотавшегося на колеса автомобиля и удушившего ее, говорят до сих пор. Вокруг памятной плиты мы увидели написанные и нацарапанные слова любви и благодарности, в основном по-английски, - американцы помнят свою соотечественницу. Рядом ниши с прахом ее детей, Патрика и Дирдре, они погибли за 14 лет до этого вместе с няней, по злой воле случая - тоже в автомобиле, который упал в Сену.


Фамильный мраморный мавзолей русских князей Демидовых - одно из самых роскошных сооружений на Пер-Лашез, но мне что-то не верится, будто княгиня Елизавета завещала немалые деньги тому, кто переночует в ее склепе. Вообще славянские фамилии встречаются в разных концах кладбища. Трогательное сердечко из мелких камушков выложено на могиле Гийома Аполлинера де Костровицки, основателя современной поэзии, приверженца кубизма, автора эротической прозы и термина "сюрреализм". Легендами овеяна вся его жизнь, начиная с рождения: его нашли в Риме как подкидыша, и только спустя несколько месяцев мать-полька признала ребенка. Аполлинер постоянно мистифицировал свое происхождение, сразу после его смерти потянулась цепочка необъяснимых явлений и смертей близких ему людей, а сам он стал являться друзьям в виде призрака.

Кстати, о паранормальных явлениях: у одной из могил мы сначала не поняли, почему стоящая рядом женщина сосредоточенно прикладывает к надгробию какую-то бумажку. Но, приглядевшись, увидели, что она ее "заряжает", общаясь с духом покойного: на камне было высечено имя Алана Кардека, основателя спиритизма.


Наш земляк, добровольный гид, знал, что воспринимать подобные рассказы и вообще кладбищенскую атмосферу может быть непросто. Поэтому он предусмотрительно запасся бутылкой хорошего местного коньяка и серебряными рюмочками. А того, чтобы их помянуть из таких рюмочек, достойны были многие, перечисление великих имен заняло бы несколько страниц. Мы отдали дань Бальзаку, Делакруа, Альфонсу Доде, Бомарше, Жерико, Модильяни, Эдит Пиаф, Оскару Уайльду, супругам Симоне Синьоре и Иву Монтану, правозащитнику и советскому диссиденту Александру Гинзбургу, актрисе Саре Бернар, барону Осману - модернизатору Парижа, в общем, многим, пока хватало коньяка.

Но Пер-Лашез не всегда было таким мирным местом, среди могил не раз раздавались выстрелы. После отречения Наполеона в 1814 году студенты военных училищ заняли здесь оборону, чтобы отразить атаку русских отрядов, однако силы оказались неравны: нападавшие рубили деревья, которые служили им укрытием, и успешно вели оттуда огонь, а когда захватили холм, быстро закрепили позицию - стали лагерем, прямо среди могил. Еще более трагичными были события 1871 года, Парижская коммуна. Именно здесь шли последние бои гражданской войны. Все коммунары были убиты правительственными войсками (версальцами), их трупы сбросили в общую могилу, часть была расстреляна у стены, которая сейчас называется Стеной коммунаров, а часть убитых привезли сюда с улиц Парижа - всего 1018 тел обрели вечный покой на этом кладбище.

Вопреки моим представлениям, многофигурный барельеф "Стена жертв Революции", открытый в 1909 г., находится совсем не на этой стене, а неподалеку от Пер-Лашез, в сквере. По местной легенде, его соорудили там, за оградой, специально для того, чтобы "паломники" (в том числе большевики, полюбившие устраивать у стены маевки) не шумели, не пели в месте упокоения революционные песни и не вытаптывали траву на ближайшем газоне. Со временем рядом с местом расстрела на кладбище вырос целый участок могил революционеров, социалистов и коммунистов. В одной из них похоронен Жан-Батист Клеман, в 1867 году написавший знаменитую и дивно-прекрасную песню "Время вишен", у которой (не знаешь - не догадаешься!) социалистический подтекст. Приятели мои ее не слышали, поэтому пришлось, уподобившись большевичке, спеть им один куплет и припев прямо у памятника автору. Наверное, хорошо, что я больше не помнила, все-таки, неловко оглашать пением такое место.


Революционные настроения того времени коснулись даже молодого журналиста Виктора Нуара, вовсе не оппозиционно настроенного, а просто известного скандалиста и сердцееда. Накануне своей свадьбы в 1870 году он повздорил, - говорят, что на почве литературы, а вовсе не политики, - с Пьером, племянником Наполеона Бонапарта, тоже отличавшимся неуемным нравом, и тот застрелил его. Но на похороны на кладбище Пер-Лашез пришли тысячи граждан, которых возмутил такой "произвол Второй империи", и убийство Нуара послужило дополнительным поводом к объединению сторонников коммуны. Однако настоящие легенды начались позже. Неизвестно, кому пришло в голову, что можно избавиться от бесплодия, импотенции, фригидности или неразделенной любви, если поцеловать надгробную фигуру в губы, положить в цилиндр цветок и потереть хорошо выдающееся причинное место. Видимо, более скромные трогают Виктора Нуара за ботинок, однако и отполированная руками ширинка сияет, и выступающие части лица, а в цилиндре я обнаружила фотографию некоей девы, формата как на документы. Власти уже отчаялись ставить вокруг памятника ограду, ее стабильно ломают.

Еще одну байку о журналистике и политике мы услышали, когда с удивлением обнаружили могилу... газеты. Прочитали на ней название "Юманите", но приятель наш поспешил уточнить, что бывшая центральная газета французской компартии, а теперь просто "близкая к ней" издается по-прежнему, и могила - такое специфическое отражение коммунистической идеи. Один из главных редакторов в свое время решил, что общее захоронение для сотрудников его издания с единым надгробием, без упоминания имен, чинов и званий, - это не только идейно верно, но еще и экономически выгодно: земля на Пер-Лашез дорогая. Была заказана серая гранитная плита. А остатков экономному главреду хватило на надгробный памятник для себя, его поставили ему на персональную могилу, когда настало время. Легенды, легенды...


В специальный список исторических памятников занесены многие могилы Пер-Лашез, в них похоронены поэты, писатели, художники, композиторы, актеры, военные, политики, ученые - многие из тех, кто составил славу Франции. Над созданием надгробий трудились известные скульпторы. Одно из них нас поразило своей оригинальностью: на постаменте была изображена корзина, полная картошки, и нечто, напоминающее самогонный аппарат. Оказалось, что это памятник Антуану-Огюсту Парментье, знаменитому агроному, химику и фармацевту. Он приложил немало усилий, чтобы в голодные годы убедить французов в пользе картофеля и доказать, что тот вовсе не вызывает проказу. Прогрессивный Людовик XIV поддержал ученого и на собственном примере внушал подданным, что невзрачные клубни годятся не только на корм свиньям: наряд "короля-солнце" украшал цветок картофеля. Среди многих достижений Парментье французы не смогли не отметить его вклад в развитие виноделия и даже на надгробии изобразили виноградную лозу. Мы тоже оценили этот значительный вклад - в очередной раз разлили французский коньяк по рюмочкам.

Мимо юго-западной стены кладбища проходит улица с романтическим названием Rue du Repos - улица Покоя (подобное соседство вызывает желание добавить слово "вечного"). Там высокая каменная стена обнесена поверху колючей проволокой. Такую меру вынуждены были принять городские власти, чтобы, оберегая этот самый вечный покой, помешать поклонникам поэта и музыканта Джима Моррисона, умершего в Париже в 1971 году, пробираться к его могиле в часы, когда вход закрыт. Бесконечные оргии хиппи и наркоманов, шприцы, соседние памятники, исписанные цитатами из песен знаменитой группы The Doors, - говорят, культ ее лидера доходил на Пер-Лашез до беспредела, в 1981 году даже была украдена с могилы скульптурная голова Моррисона. Особенно дико все это выглядело на территории кладбища, где похоронены Шопен, Бизе, Беллини, Россини, Крейцер и другие известные композиторы и музыканты. Но интерес к личности рок-звезды и причинам его таинственной смерти не утихает: на могиле мы увидели свежие цветы, свечки, листки с текстами песен, письма любви, адресованные кумиру, даже мелкие сувенирчики. Фанаты и просто интересующиеся вели себя спокойно, может быть, из-за установленных где-то поблизости видеокамер, но, похоже, это самое посещаемое место на всем Пер-Лашез.


Из более свежих захоронений не французов особенно выделяются помпезные и довольно безвкусные мраморные некрополи с надписями на китайском языке, они занимают целый квартал. Право быть погребенными на Пер-Лашез имеют только жители Парижа или умершие в Париже люди. Хотя китайцев в городе довольно много, обилие таких могил осталось для нас загадкой. Впрочем, купив место, можно захоранивать туда своих близких, если доказать родство, независимо от того, где они умерли. Кусок земли размером 2 кв.м стоит примерно 11 тысяч евро, но аренда на 10, 30 или 50 лет обойдется в меньшую сумму. Однако стоимость самих китайских домов-некрополей трудно представить.

Коньяк закончился, наши силы тоже были на исходе. Мы вышли через главные ворота и оказались на бульваре Менильмонтан, где ездили машины и происходила обычная, нормальная жизнь. Впечатление было такое, что я только что очень близко соприкоснулась с историей Франции, еще глубже оценила величие французской истории и культуры и лучше ощутила бунтарский дух этой страны, который всегда был двигателем творчества. Хотя все, кто лежат на Пер-Лашез, давно уже не бунтуют. О них осталась память и легенды.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении