Портал садовода - Fiora24

Правила постановки русского словесного ударения. Правила постановки ударения в русском языке (общие) Правила написания ударения в словах

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова . Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие - односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками .

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол ), взобраться на хОлм (но не нА холм ), указа ть на двЕрь (но не нА дверь ), сесть на мЕль (но не нА мель ).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу . Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток . Произнесение н А два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две ). Ведущий специально выделил слово две , чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
О ги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
ты х центнера.

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
ос у.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сза ди детЕй - река ост ал ась сзАди;
поезд мчался ми мо полЕй - машина про
ех ала мИмо;
он помахал всле д автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём по сле чАса - мы придём
к вам пОсле;
о коло дОма был родник - довольно ходить в
окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скво зь чАщу, скво зь зАросли, скво зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кро ме негО; ничего не надое собой брать, кро ме кнИг; кро ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл бы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быва ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ста ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: це льнометаллИческий, че репно- мозговОй, бессро чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, су пероблОжка, ре милитаризАция;
сложносокращенные слова: зе мснарЯд
, р а йсовЕт, о бллИт, эне ргосбЫт, па ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челове коненавИстник, вре мяпрепровож дЕ ние, хло пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кля твопреступлЕние, кни гохранИлище ) и в специальных сло ва х: (электро нновАкуумный, гальва ноакУстика, ра диорепортАж, ки носценАрий, фо токорреспондЕнт, ша хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
ли нноволнОвый;
заводскОй - но эле ктрозав
Одс кий;
леснОй - но малолЕ
сн ый;
привознОй - но дальнеприв
Оз ный;
проводнОй - по эле ктропровОдный;
продавЕц - но кни гопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
т вОрец;
ушнОй - но о колоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное - на числительном): оди ннадцатиметрОвый, пятна дцат и литрОвый, семи десятикилометрОвый, девяно столЕтний, сто тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырё хсо трублЁвый, эле ктромаши ностроЕние, а в то мо тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва , пишущиеся через дефис: ко нтр-адмирАл, каю т-компАния, пла щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова по слеубОрочный, по слеоперациОнный, по слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие . А в словах с приставками МЕЖ - к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: ме жнационАльный, ме жотраслевОй, ме жпланЕтный; све р хглубИнный, све рхмобИльный све рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хо змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк . Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, во семьсОт, де вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.

Познакомимся с некоторыми правилами произношения

Узнаём

Орфоэпические нормы

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.

Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения.

а) гласных звуков.

В безударных слогах гласные звуки подвергаются редукции – качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Например: с[а]сна, в[и э ]сна, ч[и э ]сы, выз[ъ]в, в[ь]ликан, выт[ь]нуть, [а]бладать ж[а]кей л[ы э ]шадей.

б) согласных звуков

Звонкие согласные в конце слов и в их середине перед глухими согласными оглушаются, например: ястре[п], запа[т], тра[ф]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими, кроме в , произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.

В ряде случаев наблюдается ассимилятивное смягчение, то есть согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко, например: [з"д"]есь, гво[з"д"]и, ка[з"н"], ку[з"н"]ец, пе[н"с"]ия.

Двойные согласные произносятся длительно как долгий согласный звук, если ударение падает на предшествующий слог, например: гру [пп]а, ма [сс]а, програ [мм]а. Если ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]о рд, ба[с]е йн, гра[м]а ттика.

1. Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт – бинта , блин – блина , жгут – жгута , зонт – зонта , кит – кита , клык – клыка , ковш – ковша , крюк – крюка , плод – плода , серп – серпа , цеп – цепа , шест – шеста , штрих – штриха .

2. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне, например:

а) ботва – ботву , весна – весну , десна – десну , зола –
золу , кирка – кирку , нора – нору , овца – овцу , роса – росу ,
соха – соху , стопа – стопу ;

б) гора – го ру, доска – до ску, зима – зи му, стена – сте ну,
сторона – сто рону, цена – це ну, щека – щё ку.

3. Некоторые имена существительные женского рода произносятся с ударением на окончании при употреблении их с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горсти , на груди , на двери , в кости , в крови , в ночи , на печи , в связи , в сети , в степи , в тени , на цепи , в чести .

4. В родительном падеже множественного числа произносятся:

а) с ударением на основе: ме стностей, по честей, при былей;

б) с ударением на окончании: ведомосте й, крепосте й, но­восте й, повесте й, скатерте й, стерляде й, четверте й.



Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда сле­дующее за ним существительное (или числительное) оказывает­ся безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя пред­логи на, за, под, по, из, без , например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на де­сять, на сто ;

за: за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто ;

под: по д ноги, по д руки, по д гору, по д нос, по д вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

из: и з лесу, и з дому, и з носу, и з виду;

без: бе з вести, бе з толку, бе з четверти, бе з году неделя .

Ср. также: час о т часу, год о т году, до ночи, до полу и др.

5. Имена существительные во множественном числе, имеющие окончание –ы, –и , при склонении, как правило, сохраняют ударение на основе: ре кторы – ре кторов, то кари – то карей, дра йверы – дра йверов, ша рфы – ша рфов ; имена существительные во множественном числе, имеющие окончание –а, –я , при склонении, как правило, имеют ударение на окончании: векселя – векселе й, доктора – докторо в, паспорта – паспорто в, поля – поле й, хлеба – хлебо в. (См. морфологические нормы имен существительных).

6. Многие краткие прилагательные в женском роде имеют ударение на окончании: бле ден, бледна , бле дно, бле дны; бли зок, близка , бли зко, бли зки; ма л, мала , ма ло, ма лы; про ст, по лно, полна , по лно, по лны; проста , про сто, про сты.

7. Во многих глаголах в прошедшем вре­мени в форме женского рода ударение стоит на окончании, реже на основе:

а) брала , была , взяла , вила , вняла , врала , гнала , дала , доняла ,
драла , жила , задала , заняла , звала , лила , нажила , наняла , начала ,
пила , плыла , поняла , прибыла , приняла , рвала , раздала , слыла ,
сняла , спала
и др.;

б) би ла, бри ла, ду ла, жа ла, кла ла, кра ла, кры ла, мы ла, мя ла,
па ла, рожа ла, ши ла.

8. Некоторые возвратные глаголы прошедшего времени мужского рода имеют ударение на постфиксе: занялся , заперся , нанялся , начался , оперся , принялся .

9. Некоторые глаголы совершенного вида имеют ударение на окончании: включи шь, включа т; облегчи шь, облегча т; позвони шь, позвоня т; пошевели шь, пошевеля т; водрузи шь, водрузя т .

10. Глаголы на –ировать, -овать произносятся так:

-ировать -ированный -овать -ованный
мотивировать рецензировать режиссировать аранжировать стабилизировать дискутировать дисгармонировать датировать бронировать (заказывать заранее) приватизировать мотивированный рецензированный режиссированный аранжированный стабилизированный дискутированный дисгармонированный датированный приватизированный, газировать плиссировать гофрировать премировать маркировать пломбировать бронировать (покрывать броней), а также: баловать газированный плиссированный гофрированный премированный маркированный пломбированный бронированный, а также: балованный

11. У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взя т – взята – взя ­то – взя ты; на чат – начата – на чато – на чаты; при дан – придана – при дано – при даны; при нят – принята – при нято – при няты; про дан – продана – про дано – про даны; про жит – прожита – про жито –про житы и т.д.

Но от причастий на –бранный, –дранный, –званный форма женского рода имеет ударение на основе:

за брана, на брана, пе ребрана, и збрана, при брана, во брана, подо брана, разо брана, со брана, ото брана, у брана и т.д.;

за драна, на драна, обо драна, разо драна, изо драна, про драна, со драна, ото драна и т.д.;

за звана, обо звана, подо звана, ото звана и т.д.

ДТО Орфоэпия

Стили произношения.

Акцентология. Закономерности постановки ударения.

Стили произношения

Слова "орфоэпия"(дословно "правильное звучание") и "орфография" являются однокоренными: общий элемент орфо- переводится с греческого как "прямой, правильный". Как трудно назвать образованным того, кто не умеет писать грамотно,- так и невозможно назвать хорошей речь человека, который неправильно произносит те или иные слова и неверно ставит в них ударение.При этом под правильным произношением подразумевается не столько чёткая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение и для отдельного человека, и для общества в целом.Орфоэпические ошибки, неправильное произношение слова или неправильная постановка ударения мешают воспринимать речь: слушатель обращает внимание не столько на то ,что говорит его собеседник, сколько на то, как он это делает.



Стили произношения

В зависимости от темпа речи, соответствующего определённой ситуации общения (дружеская беседа или публичное выступление),различаются полный и неполный стили произношения.

Полный характеризуется медленным темпом речи, отчётливым произношением, тщательностью артикуляции и минимальной степенью редукции (сокращения) звуков. Этот стиль обязателен для дикторов радио и телевидения.

Неполный произносительный стиль характеризуется быстрым темпом речи, нечётким произношением, сильной редукцией звуков, иногда выпадением целых слогов. Этот стиль используется в бытовых диалогах или в дружеской беседе.

В зависимости от соотношения стилей произношения со стилями языка и различной степенью выразительности различают нейтральный (разговорный, стилистически не окрашенный), высокий (книжный, академический), сниженный (просторечный) стили произношения. Для высокого стиля характерно произношение с(о)нет,(о)азис, к(о)нцерт.В случае повседневного общения эти слова будут произноситься в нейтральном стиле: с(а)нет, (а)азис, к(а)нцерт. Просторечный стиль охватывает слова и формы, употребляющиеся в обиходно-бытовых ситуациях: когда (када), тысяча (тыща),шестьдесят (шыс"ат) ит.д.

Характеристика современного русского литературного произношения

Произношение гласных в первом предударном слоге

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ы э ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жы э лток], [жы э сток], [шы э сток], [шы э сто ], [цы э на], [цы э пно ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [и е ]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч"и е сы], [чи е сок], [ "и е д"ûт], [ "и е в"êл"], , [в"з"и е ла], [п"и е сок], [л"и е сок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч"иво].

Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс"т"и е но ], [цъхΛво ].

После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [и е ], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч"ъстΛкол], [ч"ри е нок], [ "ькΛтат"], [п"ьтΛч"ок], [д"р"и е в"êн"ка].

Произношение гласных в заударных слогах

Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал"цъм].

После мягких согласных различаются следующие случаи:

1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.

Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол"ъ], [туч"ъ], [ро "ъ] [им"ъ]; [варъ], [гор"ъ]; [брат" ъ], [з"в"êн ъ]; [в"ид"ъ]; [зла ъ].

Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам"ът], [пло ьт], [уч"ьс"т"], [пон"ьл"и], [нач"ьл"и].

2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул"ь], [тучь ], [ф-ч"ä ь]; [в-дом"ь], [в-гор"ь]; [Λл"êн"ь ]; [р"имл"ьн"ь]; [пас"ьк"ъ], [пал"ьц].

Произношение гласных в начале слова

1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].

2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука , , из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [и е ] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ и е рмо], [ ьрΛво ], [ и е да], [ ьздΛво ].

Переход (и) в (ы)

На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы].

Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч"-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл"итыздат].

Произношение сочетаний безударных гласных

Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер.

Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.

Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова . Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в"ас], [л"аск], [исп], [тр"есф] (см. § 57, п. 1).

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова . Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк"ъ], [н"искъ], [прозб"ъ], [ ад"и], [г-жи е н"е].

Произношение твердых и мягких согласных

Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).

1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат"], [галкъ - гал"къ], [вал - в"ал], [нос - н"ос], [тук - т"ук].

Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп"], [кроф - кроф"], [рап - р"ап"].

Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п"äт"], [м"äт"], [м"ол], [в"ол], [грав"уръ], [п"ype].

Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с"ем" - с"ем"дьс"ът - с"и е м"cот], [вос"ьм" - вос"ьм"д"ьс"ът - въс"и е м"cот).

2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме . В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб" ъ], [лûст" ъ], [суд"jа], [гос"т" ъ];

б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус"т"], [грус"т"], стена, песня - , [п"ê"с"нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с"п"елы ] и [сп"елы ], [з"в"и е зда] и [зв"и е зда], [т"в"орды ] и [тв"орды ], [д"в"и е но ] и [дв"и е рно ];

в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан"т"ик], [бΛн"д"ит], [ко "ик], [п"ьнс"иΛнер], [пр"и е тен"з"и ь], [пт"êн"ч"ик];

г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б"и е з"д"êльн"ьк], [б"и е з"-делъ], [из"д"êл"и ь], [из"-д"елъ], [из"jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с"н"ал] и [сн"ал], [с"-н"и е во] и [с-н"и е во];

д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк"и], [ломк"и], [цэпк"и];

е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп"ит"];

ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт"êл"], [кΛрн"ет], [кΛрм"ûт], [съмлварч"ûк], [свар "ик].

Произношение сочетаний согласных

В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].

2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (допустимо произношение жж как ).

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].

5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].

Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).

Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»).

Произношение отдельных звуков

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел].

Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

Акцентология. Закономерности постановки ударения

Признаки русского ударения:

1) силовое (динамическое) - ударный слог отличается большей силой, напряжённостью, звучностью.

2) разноместное, т.е. не фиксированное на каком-либо слоге.

3) подвижное, т.е. при изменении форм одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой.

Ударение в русском языке выполняет различные функции:

1.Смыслоразличительная - ударение-дополнительное средство для различения слов (за мок и замо к, про пасть и пропа сть).

2. Морфологическая - ударение - дополнительное средство для различения грамматических форм слова (во ды и воды ).

Правильное ударение в слове - необходимый признак культурной, грамотной речи. Ударение своеобразный фонетический «паспорт» слова. Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать от человека звОнишь вместо звонИшь, красивеЕ вместо красИвее , чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности.

Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящего, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры.

Речь на уровне звука должна быть не только правильной, соответствовать произносительным (орфоэпическим) нормам, но и благозвучной, интонационно богатой, точной и выразительной.

Вместе с тем и благозвучная, интонационно богатая, точная и выразительная речи может не возыметь действия, если не соблюдены основные орфоэпические нормы. А они достаточно сложны. Наибольшие трудности обычно вызывают следующие типы норм:

1. Ударение в словах и их формах (ср.: квАртал вместо правильного квартАл, благА вместо правильного блАга).

1. Произношение фонемы [е] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением (ср.: афёра вместо правильного афера; опёка вместо правильного опека).

1. Произношение[ч’] в местоимении [что] и его производных, в сочетании –чн- в середине слова (ср.: [что],[чо] вместо правильного [што], коне [ч’] но вместо правильного коне [ш] но ).

1. Произношение твердых или мягких согласных в заимствованных словах(ср.: шин [э] ль вместо правильного ши [н’] ель )/

Произношение отдельных слов и форм (ср.:частотное выпадение звука в словах и формах: комбинзон вместо правильного комбинезон, брелка вместо правильного брелока).

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом.

Важной особенность русского ударения является его подвижность, т.е. в разных формах одного и того же слова оно может перемещаться с одного слога на другой. Например, дом- дома, город- города, понял- поняла. Ударение может служить средством разграничения грамматических форм(трАвы - И.п. мн.ч., травЫ – Р.п. ед.ч.; нарЕзать - сов.вид., нарезАть - несов. вид) и отдельных лексических единиц (вЫкупать- выкупАть; дорОга – дорогА).

Акцентологические нормы, объясняющие и регулирующие в устной речи постановку словесного ударения, отличаются еще большей сложностью и разнообразием, чем фонетические нормы, потому что русское словесное ударение характеризуется такими признаками, как разноместностью (ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй ) и подвижностью (ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало.

Кроме того, ударение меняется с течением. Так, у Пушкина мы читаем: «ПогаслоПогасло днЕвное светило» . А сейчас мы произносим – « дневнОе освешение ». Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления: литературный и нелитературный(т.е. просторечный, жаргонный, диалектный),основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный(допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

В современном русском языке употребляются двоякие формы ударения. Здесь сказываются различные причины:

1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг.

2. Книжный и разговорный варианты: баловАть и бАловать; договОр и дОговор.

3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный (у физиков); Искра и искрА (у шахтеров); добЫча и дОбыча(у горняков).

Постановка ударения может зависеть от значения слова. Обратите внимание на произношение следующих слов и форм:

привОд в милицию – прИвод в механизме;

языковОй барьер – языкОвая колбаса;

занятОй человек – зАнятое место;

шАбаш ведьм – шабАш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вышедшие в язык слова. Однако колебания наблюдаются и в некоторых широко употребительных словах.

Произнеси следующие слова, обратите внимание на ударения в них:

АлфавИт, акрОполь, анАтом, апартамЕнты, апокАлипсис, апострОф, аскЕт, атлЕт,(тяжелоатлЕт, легкоатлЕт), афИняне, ни за какие блАга мира, тайная вЕчеря, всЕнощная, вчернЕ, гЕнезиз, досУг, доцЕнт, еретИк,

жалюзИ, завИдно, Иконопись, инсУльт, алкоголь, Искус, каталОг, каучУк, клЕить, коклЮш, коллЕдж, лассО, ломОть, маркЕтинг,молОх войны, начАть, несессЕр, огнИво, Омнибус, отзЫв депутата, Отзыв на статью, партЕр, пиалА, пУрпур, пулОвер, ракУшка, гУсеница, рЕкрут, рЕфери, свЁкла, созЫв депутатов, стАтуя, большие срЕдства, столЯр, табУ, тамОжня, танцОвщица, трАпеза, фетИш, цЕнзор, цемЕнт, цыгАн, шестернЯ, шофЁр, щАвель, Экскурс, экспЕрт, Яства.

Если произношение некоторых из этих слов вызвало у вас затруднение, то обратите внимание на следующие замечания. В языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели.

Какие правила нужно знать, чтобы выбрать правильный вариант постановки ударения в словах?

В заданиях ЕГЭ по соблюдению орфоэпических норм чаще всего встречаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы и причастия. Подвижное ударение затрудняет правильную постановку ударения. Итак, начнём с имён существительных. Давайте исключим то, на чём останавливаться не будем.

Во-первых, вам не встретятся равноценные и допустимые варианты произношения и ударения (мышле´ние и мы´шление; творо´г и тво´рог).

Во-вторых, общеупотребительные слова просто надо выучить и произносить правильно не только на экзамене, но и в жизни.

Абзац, агент, алиби, аналог, арбуз, арест, атлет, банты, блюда, бензопровод, благовест, боязнь, дефис, договор, документ, доцент, досуг, дремота, духовник, евангелие, жалюзи, жерло, закупорить, злоба, знамение, иконопись, изобретение, изыск, инструмент, искра, исповедание, каучук, квартал, корысть, лоза, ломота, медикаменты, молодёжь, мытарство, намерение, недуг, немота, обеспечение, отрочество, плато, портфель, простыня, процент, пуловер, пурпур, револьвер, ремень, свёкла, силос, созыв, средства, таможня, танцовщик, упрочение, цепочка, цыган, фарфор, эксперт.

В-третьих, правил мало. Судите сами.

1) Если предлагаются слова с корнем -лог-, то знайте, что он ударный: диалог, каталог, эпилог, некролог. Исключения «аналог» и слова, называющие профессии и род занятий: филолог, биолог, археолог.

2) Если слово оканчивается на -мия, то [о] под ударением: астрономия, экономия, кроме слов-терминов (анемия, метонимия).

3) Если слово имеет вторую часть -мания или -ария, то [а] под ударением: наркомания, англомания; семинария, кулинария, ветеринария.

Обратимся теперь к именам прилагательным. Они имеют краткую форму и подвижное ударение, на которое оказывают влияние род и число. И здесь правило практически одно: если прилагательное в форме женского рода, то окончание ударное: плоха, быстра, молода, дорога.

Формы среднего рода и множественного числа требуют ударения на основу: плохо, быстро, молодо, дорого; плохи, быстры, молоды, дороги. Есть ряд прилагательных, которые имеют 2 варианта, и всё-таки ударение на основу считается предпочтительным.

На окончание всегда падает ударение в прилагательных-исключениях: смешной, тяжёлый, горячий, лёгкий, равный, тёмный, тёплый, умный, чёрный, хороший.

Смешна, смешно, смешны; тяжела, тяжело, тяжелы и т.д.

В заданиях тестов преобладают глаголы и их формы. Запомните, что приставка -вы всегда ударная (выскочить, выложить), а корень -звон- всегда безударный (созвониться, звонят, позвонишь).

У глагола-инфинитива ударение чаще всего падает на суффикс: даровать, наплескать, пломбировать.

Глаголы прошедшего времени с приставками и без них имеют подвижное ударение, которое тоже зависит от рода и числа глаголов. В форме женского рода ударное окончание (ждала, сняла, приняла), а в среднем роде и множественном числе основа ударная (ждало, ждали, поняло, поняли).

Исключениями считаются глаголы: клала, слала, украла, отослала.

Заметьте, приставки по-, за-, про-, со- тоже любят ударение (занял, заняло, заняли).

Исключениями являются и те глаголы, у которых ударение падает на корень: позвал, позвало, позвали; сорвал, сорвало, сорвали.

У полных причастий суффиксы -анн- и -янн- безударные (поломанный, рассеянный). Суффикс -енн- безударный у причастия, если в форме глагола будущего времени ударение на основе (разбудишь – разбуженный), а суффикс -ённ- бывает, только если в форме глагола будущего времени ударение на окончании (занесёшь – занесённый).

С краткими причастиями проще. Смотрим на полную форму, если там суффикс -ённ-, то и в краткой форме -ён- (принесённый – принесён), возможно и другой вариант (отданный – отдан, отдано, отданы, НО отдана).

Приставки перетягивают на себя ударение!

Названный – назван, названо, названы, названа.

Собранный – собран, собрано, собраны, собрана.

В женском и среднем роде, а также во множественном числе ударение стоит всегда на окончании (принесена, принесено, принесены).

В тестах много наречий. Единых правил произношения наречий нет, хотя некоторые закономерности можно найти.

Ударение на первом слоге

Ударение на предпоследнем слоге

Ударение на последнем слоге

засветло

исподволь

насмерть

навзничь

попросту

донельзя

насильно

подчистую

наотмашь

ненадолго

вдевятером

взаперти

допоздна

досветла

настороже

Как объяснить правила постановки ударения в русских словах?

Правила ударения в русском языке достаточно сложны, поскольку оно является разноместным (нефиксированным) и подвижным, т.е. русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове, а также может переходить с основы на окончание и наоборот: странА - стрАны, головА - гОлову и с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дЕрево - дерЕвья, озЕро -озЁра.

Существуют акцентные типы русских слов, которые описаны А. Зализняком. Однако порой иностранцу легче запомнить слова, чем заучивать правила постановки ударения. Некоторые общие замечания, которые могут помочь:
1) Если в слове есть буква "ё" (которая употребляется всё реже в современных печатных текстах), то на неё будет падать ударение.
2) После шипящих и Ц "о" всегда под ударением.
3) Приставка вы- в существительных всегда является ударной: вЫход.
4) Существуют ударные суффиксы: -арь, -изм и многие др.

Пособия, в которых представлена попытка объяснить русское ударение иностранцам:
1. Д.К. Харт "О русском ударении - просто".
2. В "Пособии по обучению русскому ударению" М.Н. Шутовой рассматриваются особенности постановки ударения в существительном, прилагательном, глаголе, причастии и т.д. (т.е. по частям речи).
3. Объяснение ударения в русских глаголах содержится в учебно-методическом пособии В.Г. Будая "Алгоритм словоизменения русских глаголов". Автор пишет: "При спряжении глаголов очень важно правильно поставить ударение, так как в ряде случаев от ударения зависит и значение глагола. В русских глаголах существует три типа ударения.
Тип (условно обозначим его латинским «А»), когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени не изменяется по сравнению с формой инфинитива (читАть - читАю, читАешь, читАет, читАем, читАете, читАют). Тип ударения «В», когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени перемещается на личные окончания по сравнению с формой инфинитива (говорИть - говорЮ, говорИшь, говорИт, говорИм, говорИте, говорЯт). Тип ударения "С", или подвижное ударение: в форме I лица ед. числа ударение падает на личное окончание, а затем перемещается на первый предшествующий личному окончанию слог (написАть - напишУ, напИшешь, напИшет, напИшем, напИшете, напИшут).
Знакомство с алгоритмом словоизменения глаголов русского языка в настоящем (простом будущем) времени поможет преподавателю при объяснении темы "Спряжение глаголов русского языка", а у иностранных учащихся создаст представление о спряжения русского глагола, как о цельной, обозримой системе. И это, несомненно, будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала, формированию устойчивых умений и навыков, связанных с использо¬ванием русских глаголов в процессе говорения и письма. Кроме того, владение системой моделей словоизменения глаголов поможет изучающим русский язык в работе со словарем при самостоятельном чтении литературы на русском языке.
Иногда приходится слышать сомнение в том, что алгоритм можно использовать на начальном этапе обучения, поскольку учащиеся не владеют в достаточной степени языком. Скорее, наоборот. Предлагаемую систему словоизменения русских глаголов по моделям следует использовать с момента появления в учебном материале первых глаголов, постепенно знакомя учащихся с особенностями каждой новой модели по мере того, как встречаются глаголы, изменяющиеся по этой модели. Студентов, которые уже владеют русским языком, можно знакомить сразу с несколькими моделями или со всей системой в целом".


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении