Логомаг. Индивидуальный план логокоррекционной работы Логопедия перспективное планирование
Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.
Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.
Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.
Упражнение "Ручки" . Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в "ручки".
Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.
Упражнение "Колесо" . Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.
Упражнения "Ручки" и "Колесо" доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.
Перспективный план логопедических занятий
Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.
Первый год обучения: 64 занятия.
Задачи первого года обучения:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Второй год обучения: 32 занятия.
Задачи второго года обучения:
1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;
2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);
3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);
4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.
№ занятия | Разделы работы | Содержание работы | Обеспечение коррекционного процесса |
I год обучения | 1 этап - Работа над дыханием,
артикуляцией, голосом (2 месяца)
Обследование ребенка. Щадящий общий и речевой режим. Релаксация. Речевое дыхание. Речь и движение. |
* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями). * Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами. * Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу), психологу. * Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания). * Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением. * Постановка диафрагмально-реберного дыхания: Без фонации, С произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем, Использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов. * Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц. * Координация речи и движений рук: Выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого, Включение в ритм движений звукоподражаний и междометий, Обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"), Маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки"). * Развитие общей и мелкой моторики. |
Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись. Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком. Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением". Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания. Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением". "Пальчиковый тренажер". |
2 этап - Работа над словами и простой
фразой (2 месяца)
Щадящий общий и речевой режим. Релаксация. Речевое дыхание. Активизация автоматизированной речи. Речь и движение. |
* Продолжение щадящего общего и
речевого режима. Ограничение спонтанной речи
(ответы жестом, одним словом, простой фразой). * Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи. * Постановка диафрагмального речевого дыхания: Упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ, Называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно: 1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце), 2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков. * Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. * Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом. * Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов). * Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом) * Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом). * Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях. |
Консультирование педагогов и родителей
по соблюдению щадящего режима. Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации" Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх. Фото артикуляционных укладов, логопедическ. инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото. Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы. Картинки. Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление". Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног". |
|
II год обучения |
3 этап - Работа над фразой (8месяцев)
Щадящий режим. Релаксация. Речевое дыхание. Активизация развернутой речи. Речь и движение. Итоговая диагностика Обследование ребенка. Активизации ранее сформированных умений. Переход к спонтанной речи. Практика разговорной речи. Речь и движение. Итоговая диагностика. |
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости. * Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи. * Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок. * Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз: 1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов: Автоматизированные ряды, Спряжение предложений, Ответы на вопросы, 2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков: Ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы, Ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью, Стихотворная речь. * Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен. * Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков. * Пересказ. * Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил: Описательного рассказа о предмете, игрушке, Рассказа по картине, Сюжетного рассказа по серии картин, Рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения. * Совершенствование лексико-грамматического строя речи. * Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки"). * Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо"). * Координация речи и движений в играх и упражнениях. *Магнитофонная запись речи ребенка * Оценка эффективности проведенной работы. * Обследование речи, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами и родителями. * Повторение игр и упражнений с использованием диафрагмально-реберного дыхания; требующих рационального выдоха, правильного голосоведения; нормализующих темп и ритм речи. * Воспитание свободной эмоциональной речи в инсценировках, драматизации, рассказах по представлению, дидактических и сюжетно-ролевых играх. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. * Планирование предстоящей деятельности, рассказ о будущей поделке, рисунке. * Овладение интонационно выразительной речью во фразе (дид. игры, стихи с диалогами, пересказ по ролям, составление рассказов с прямой речью). * Закрепление навыков свободного общения в различных жизненных ситуациях: разговоры по телефону, поручения, требующие речевой активности. * Формирование правильного звукопроизношения, автоматизация звуков во фразовой, разговорной речи. * Постановка логического ударения при ответах на вопросы, в стихах, монологической речи. * Развитие языкового анализа и синтеза. Обучение чтению. * Обучение согласованию слова с движением в инсценировках, драматизации, играх и упражнениях. Использование вспомогательных навыков при произнесении фраз. * Обследование речи: оценка динамики речевого развития и уровня владения навыками плавной речи. * Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в начале и конце курса занятий; сравнение качества речи. * Беседа с родителями по вопросу обеспечения наилучшей адаптации ребенка к школе и предупреждению рецидивов заикания. |
Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации" Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания". Предметные сюжетные картинки, поделки. Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы. Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок. Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий. Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма. Диагностический материал, речевые карты. Знакомые игры и упражнения. Литературный материал, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактич.игр "Телефон", "Магазин", "Школа", "Улица города", "Автобус", "Библиотека", "Почта". Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования) Поручения, экскурсии. Речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации звуков. Игры и пособия по развитию фонематических процессов и обучению чтению. Театрализованные игры, игры-драматизации. Диагностический материал. Магнитофонная запись речи детей. |
- Абелева И.Ю. Если ребенок заикается. - М.: Просвещение, 1969.
- Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: ООО "Творческий центр СФЕРА", 2005.
- Евгенова А.Я. Лечение заикания. - М.: Медицина, 1964.
- Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб.: Издательство "Союз", 2001.
Вариант 1.
1. Совершенствование мелкой моторики
- Запомнить названия пальцев рук
- Освоить различные движения пальцами рук
- Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
- Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
- Угадывание предмета по загадке-описанию
- Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
- «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
- Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
- Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки - трудноговорки
- Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
5. Обогащение словарного запаса
- Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
- Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
- Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
- Описание картинки
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
- Освоение основных упражнений
- Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
- Объяснение артикуляции звука
- Показ артикуляции звука
- Постановка по подражанию
- Постановка при помощи зондов
- Изолированно
- В слогах (прямых, обратных, стечениях)
- В словах
- В словосочетаниях
- В предложениях, скороговорках
- В стихотворных текстах
- В спонтанной речи
Вариант 2
ФИО ребенка
1. Фонетическая сторона речи.
- работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
- Артикуляционная гимнастика
- Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
- Работа над силой голоса.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
- Уточнение названий геометрических форм.
- Уточнение названий цветов и оттенков.
- Расширение предикативного словаря.
- Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
- Образование глаголов – антонимов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
- Работа над согласованием существительных с прилагательными.
- Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
- Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
- Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
- дифференциация звуков по глухости-звонкости
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
- Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
- Выделение согласных звуков среди ряда согласных
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в сильной позиции.
- Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
- Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа на материале собственного опыта.
- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
- Пересказ сказок и простых текстов
- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
- развитие произвольного запоминания
- увеличение объема слухоречевой памяти
- развитие всех видов восприятия
- развитие слухового внимания
- развитие мелкой и мимической моторики
- развитие кинестетическое восприятия
- развитие пространственных представлений
- развитие воображения
- развитие изобразительной и конструктивной деятельности
- развитие логического мышления
Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №
«Согласованно» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МДОУ
Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
2010 – 2011 учебный год
Учитель-логопед: Черкашина И.В.
Список детей:
Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
|
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» - «спит», «пей» - «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период - апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям |
|
Овощи | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных | Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» |
||
Октябрь | Фрукты | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» |
||
Сад – огород | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на ; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа | Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» |
|
Грибы | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже | Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» |
|
Осень | Формирование фонематического восприятия | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски |
|
Ноябрь | Перелетные птицы | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
Лес | Формирование фонематического восприятия | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около . Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок |
|
Игрушки | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» |
|
Одежда и обувь | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок |
|
Декабрь | Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из . Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с . Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» |
Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам |
||
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на . Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа . |
|
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику |
|
Январь | Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’] | Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа |
|
Февраль | Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’] | Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло). | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций . |
Транспорт | Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’] | Усвоение глагола «ехать » с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро - медленно, дале ко - близко) | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. |
|
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’] | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций . |
|
Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря | Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам |
|
Март | Дикие животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме | Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит» |
Дикие и домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’] | Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы ) | Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка» |
|
Дикие животные холодных стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда |
||
Дикие животные жарких стран | Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с] | Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. |
|
Апрель | Профессии | Дифференциация звуков [с] и [з] | Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке» |
|
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа о весне по вопросам логопеда |
|
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под , развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка» |
|
Май | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
Лето | Дифференциация звуков [р] и [л] | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. , Туманова Т.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.
Цели и задачи
Основные направления коррекционной работы
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.
1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по требность в них.
2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес кого восприятия в играх и специальных упражнениях.
3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. В процессе систематических тренировок овладение ком плексом пальчиковой гимнастики.
5. У крепление физического здоровья (консультации вра чей - узких специалистов, при необходимости медика ментозное лечение).
Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .
1. Массаж мышц:
Грудной клетки, шеи и рук;
Лица;
Губ;
Языка.
2.Развитие речевого дыхания.
4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.
5.Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического слуха.
1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2.Развитие фонематического восприятия.
Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
Составление условно графических схем.
Устранение дефектов звукопроизношения
1. Постановка звуков:
свистящие С, 3, Ц, С", 3";
шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;
Соноры Р, Р", Л, Л ".
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:
а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав томатизации в слогах.
По мере овладения произношением каждого слога он не медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан ным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;
Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;
6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения для выработки свободных движений руки
Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
Работа с конструктором;
Работа с лекалами и трафаретами.
Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
Развитие зрительно-двигательных траекторий:
работа по зрительно- двигательным траекториям;
графические диктанты;
упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
рисование по точкам, пунктиру;
рисование орнаментов.
Развитие слухо – моторных координаций:
слуховые диктанты;
шифрованные диктанты;
работа по словесной инструкции.
Развитие зрительного восприятия.
Формирование целостности зрительного восприятия:
работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
Лабиринты.
Рисование орнаментов.
Зрительные и шифрованные диктанты.
Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.
Уточнение значений имеющихся слов.
Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
Расширение глагольного словаря.
Расширение словаря признаков:
Прилагательных;
Антонимов;
Синонимов.
Расширение словаря наречий.
Расширение словаря числительных.
Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
Уточнение лексического значения различных предлогов.
Обогащение словаря по лексическим темам.
Обучение обобщения и классификации.
Обучение подбору родственных слов.
Развитие грамматического строя речи.
1. Обучение префиксальному способу словообразования.
2. Обучение суффиксальному способу словообразования.
Упражнение в согласовании:
существительного и прилагательного;
существительного и глагола.
Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
Образование относительных и притяжательных прилагательных.
Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Развитие связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Програм мирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Установление логики (связности, последовательности).
Точ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Отбор языковых средств, адекват ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
Формировать навык использования различных способов словообразования.
Уточнить лексические значения различных предлогов.
Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Работа по предупреждению и преодолению дислексии.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
Совершенствование грамматического строя речи.
Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
Упражнение в различении оптических сходных букв.
Работа по преодолению оптической дисграфии.
Совершенствование грамматического строя речи.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова.
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации.
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
Развитие зрительной дифференциации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциации звуков).
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
Развитие фонематических дифференцировок в группе:
свистящих - шипящих;
аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Развитие и совершенствование психологических пред посылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе ние путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качествен но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос тавление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами об щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адек ватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват ным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развер нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связ ных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использовани ем новой терминологии;
развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии).
Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год
Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Основные направления логокоррекционной работы |
Виды занятий |
Примечание |
|
Развитие артикуляционной моторики: Артикуляционные упражнения; Логопедический массаж; Самомассаж языка, губ |
Индивидуальные | ||
Формирование правильного звукопроизношения: | |||
Развитие фонематических процессов |
Индивидуальные, групповые | ||
Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы; Детеныши животных; продукты питания; Транспорт |
Групповые | ||
Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов |
Индивидуальные | ||
Совершенствование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Согласование имен числительных с именами существительными; Употребление в речи несклоняемых существительных |
Индивидуальные, групповые | ||
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие вербального мышления |
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Планы индивидуальных занятий с ребенком
Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий
Фамилия, имя ребенка - Иванов С.
Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Результаты |
||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки». Самомассаж языка, губ: - «Накажем непослушный язычок»; - «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; Артикуляционное упражнение «Расческа». Постановка звука [е] (смешанный способ). Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы») | ||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится». Проведение логопедом массажа языка, губ. Постановка звука [с] (смешанный способ). Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные |
В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).